3. Места памяти, связанные с репрессиями священнослужителей, монашествующих, активных прихожан на рязанских территориях.
ПОДРОБНЕЕ СМ, ВНИЗУ СТРАНИЦЫ в листах дела
Документы (15)
1 Дегтяное. Поклонный Крест на месте расстрела в 1918 году крестьян сел Дегтяное и Санское Спасского уезда Рязанской губ.
с. Дегтяное Спасского района Рязанской области. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.
Поклонный крест установлен в 2008 году по инициативе прихода Храма Воскресения Словущего села Дегтяное и его настоятеля иерея Константина Михайлова. Располагается поклонный крест при подъезде к селу с правой стороны на опушке леса. Какой-либо надписи (доски, информационной таблицы) на поклонном кресте и у его основания в настоящее время нет. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания.
Из дневника рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова: "Когда началось крестьянское движение против большевиков в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии, к нему примкнули и рабочие <...> Восстание было рассеяно Человек 18-19 из них назначались к расстрелу. Расправа производилась ужасная. Выгнали их к лесу и здесь расстреляли <...> Я услышал как был расстрелян протоиерей Павел Иванович Алфеев, мой учитель в семинарии, а затем товарищ по службе в ней. Знаток иностранных языков. Он гостил в своем родном селе Дегтяном, соседним с Санским. Во время восстания крестьяне упросили его отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен и расстрелян. Его отвели вместе с другими к опушке леса. Здесь он помолился и, встав на колена, воскликнул "Господи! В руки твои предаю дух мой!"
2. Мемориальная доска на Стене Памяти у Старообрядческого храма над братской могилой казненных НКВД. Скорбященское кладбище Рязани.
Осенью 1937 – весной 1938 года здесь производились тайные захоронения расстрелянных.
Памятная доска на стене над захоронением расстрелянных в 1937-1938 гг. Вход в комплекс Старообрядческого храма. Рязань, Старообрядческий проезд, 4. Место на Яндекс-карте: https://yandex.ru/maps/-/CDt-7I15Надпись на доске гласит: "Это не должно повторится! В братской могиле за этой стеной покоится прах жертв политических репрессий 30-х годов в Рязани." Доска была установлена по инициативе Рязанского общества Мемориал и группы депутатов городского Совета в 1990 году, в соответствие с решением Рязгорсовета. В День памяти жертв политических репрессий - 30 октября - к этой стене приезжают родственники расстрелянных и страдавших в тюрьмах и лагерях в годы террора, дети и внуки раскулаченных и высланных. Неравнодушные горожане приносят цветы и зажигают свечи памяти. Подробнее см. здесь: http://stopgulag.org/object/63313156?lc=ru
3. Поклонный Крест на месте захоронения казненных в 1937-1938. Территория Старообрядческого Храма Рязани, Старообрядческий проезд, 4.
Поклонный крест - памятный знак непосредственно на захоронении казненных политзаключенных в 1937-1938. Двор Старообрядческеого храма Рязани. Старообрядческий проезд, 4. ("Захоронение на Скорбящинском"). Крест установлен прихожанами Храма. В День памяти жертв политических репрессий - 30 октября - к этой стене приезжают родственники расстрелянных и страдавших в тюрьмах и лагерях в годы террора, дети и внуки раскулаченных и высланных. Неравнодушные горожане приносят цветы и зажигают свечи памяти.
5. "Дом НКВД"
Храмы Рязани. Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
6. Казанский Явленский женский монастырь. Рязань. Концлагерь.
--------------------------------
Рязанский губернский Концлагерь. Краткая справка
В 1919–1923 гг. в городе Рязани на территории закрытого советскими властями к тому времени Казанского Явленского женского монастыря функционировал «Рязанский губернский концлагерь», потом имевший названия – «Рязанский губернский концентрационный лагерь принудительных работ», «Рязанский губернский лагерь принудительных работ .
Из Доклада члена Коллегии ВЧК Уралова (Кислякова) Сергея Герасимовича о деятельности РязГубЧК от 12 июля 1919 года: "Концентрационный лагерь принудительных работ организует Губчека под наблюдением Губисполкома, средства по смете получает из Особого Отдела при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии." [см. ГАРО. Ф.1. Оп.1. Д.63. Л.7-об.]
Рязанский Концлагерь использовался в качестве места заключения для следующих категорий репрессированных: заложников ( около 10 категорий, в том числе – "для выкупа" (!); "социально-чуждого элемента"; осужденных как контрреволюционеров (к.р.); "за антисоветскую пропаганду" (а.с.а.); взятых в плен участников крестьянских восстаний против большевиков; лиц, противившихся распоряжениям советской власти; уклоняющихся от насильственной мобилизации в Красную армию; для заключения некоторых категорий граждан, лишенных свободы без предъявления обвинения.
Несколько примеров:
Алфеев Михаил Михайлович. 1870 г.р. (49 лет). Уроженец Рязанской губернии, Спасский уезд, с. Богородское (Лунино). Священник Богородицерождественской церкви в с. Богородское. 2 сентября 1919 года осужден Рязанским губернским революционным трибуналом по обвинению в агитации против советской власти к лишению свободы до окончания Гражданской войны.
Кострова Александра Федоровна. 1864 г.р. (55 лет).Уроженка с. Федотьево Спасского уезда Рязанской губернии. Проживала в Рязани. Заключена в Рязанский Концлагерь в 1919 года как заложница "за перебежку к белым сына" и "как вдова священника".
Афонасов Илья Иванович. 1860 г.р. (59 лет). Купец из города Скопин Рязанской губернии. В 1919 году заключен в Рязанский Концлагерь как "заложник для выкупа". В документах содержится пометка "болен".
Баграмов Иван Сергеевич. 1860 г.р. (61 год). Арестован ЧК в 1921 году и заключен в Рязанский Концлагерь как генерал-майор армии Республики Армения.
Барташевич Эдуард Иосифович. 1901 г.р.(18 лет). Уроженец г. Москвы. Ученик 5 реального училища. Давал домашние уроки. Арестован ЧК "как тайный враг советской власти и заложник" и заключен в Рязанский Концлагерь.
С середины 1919 года Рязанский концлагерь стал специализированным местом заключения и «фильтрации» для военнопленных Гражданской войны 1918-1922 гг. – чинов Белых и национальных армий (Армении, Грузии и Азербайджана), а также военнопленных чинов Польской армии [плененных в ходе "польско-большевистской войны" 1920 года].
С 1920 года, в связи с переполнением Рязанского концлагеря, были открыты дополнительные лагерные отделения в населенных пунктах Рязанской губернии: Ряжске, Александро-Невске, Раненбурге, Алешне, куда из Рязанского концлагеря была переведена часть заключенных.
Заключенных Рязанского Концлагеря использовали на разнообразных принудительных работах: на сельхоз.работах ближайших к Рязани хозяйствах; они занимались перевозкой сена и доставкой воды; работали на мельницах и трудились в различных отраслях жилищно-коммунального хозяйства Рязани (ремонт домов, пилка дров, заготовка торфа, разгрузка угля, уборка помещений и улиц, вывоз мусора и снега, установка телеграфных столбов, вообще, выполнение любой черновой работы).
Кроме того, часть заключенных работала в открытых на территории концлагеря мастерских, на ремонте железной дороги и на открытом в 1918 году в Рязани Гос.ДОЗе – Деревообделочном заводе (ныне – Рязанский приборный завод).
Единовременно в Рязанском губернском концлагере в различные периоды его деятельности (1919–1923 гг.) находилось от 900 до 6000 заключенных. Общее количество репрессированных, прошедших через Рязанский губернский Концлагерь в 1919-1923 годах – более десяти тысяч человек.
В связи с большой скученностью, антисанитарией, плохим питанием и тяжелыми бытовыми условиями в концлагере, в особенности в начале его работы в 1919–1920 гг., среди заключенных имела место высокая смертность, особенно, во время эпидемии тифа в конце 1920 г.
20 февраля 1923 г. Рязанский губернский лагерь принудительных работ был расформирован. Находившиеся на этот момент в концлагере заключенные частью были переведены в другие места лишения свободы, частью – освобождены (по истечении срока заключения, по амнистии, либо условно-досрочно).
Освобождаемые заключенные, изъявившие желание вернуться на родину, должны были дождаться от местных органов ЧК согласие на их возвращение. В случае получения такого согласия администрация лагеря выдавала им бесплатные проездные документы, одежду, паёк в дорогу. По приезду на родину они становились на специальный учет в местных ЧК и военных комиссариатах, после чего имели возможность прописаться на новом месте и устроиться на работу.
Если желающие вернуться в родные места не получали согласия на возвращение от местных органов ЧК, они либо оставались на жительство в Рязанской губернии, находясь на учете в РязГубЧК, либо должны были выбрать другое место дальнейшего проживания, откуда также необходимо было получить согласие местных органов ЧК.
Целый ряд бывших заключенных Рязанского Концлагеря было вновь репрессированы в годы Большого Террора в 1937-1938 годах.
----------------------------
Источники:
Григоров Александр Игоревич, Григоров Александр Александрович. Заключенные Рязанского губернского концлагеря (губернского лагеря принудительных работ) 1919-1923гг. М., 2013.
Заключенные Рязанского Концлагеря. 1919-1923. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/114095365 (дата обращения апрель 2019 г.).
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. Том 2. YMCA-PRESS, Paris, 1973.
Гарасева А.М. Я жила в самой бесчеловечной стране…: Воспоминания анархистки. М., Интерграф Сервис, 1997.
Мартиросян Г.А. Офицеры Республики Армении в концлагере города Рязани., Рязань, 2002.
Блинушов А.Ю. Политические репрессии в Рязани. Путеводитель. Красноярск : ПИК "Офсет", 2011.
.
7. Католический храм Рязани
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей.
Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера.
Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году.
Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий.
По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу.
Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек.
Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД.
Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима.
В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников.
В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского).
Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там.
Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лаг администрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
8. Борисоглебский храм города Рязани
В 1922 году советскими властями были изъяты из храма серебряные кресты, вызолоченные и серебряные ризы с каменьями, лампады, кадила, потиры, ризы. В 1925 году власти запретили проведение в Рязани Крестных ходов. В 1929 году Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) по желанию граждан и по приглашению Приходского совета перенес в него свое постоянное служение.
В 1929 году в ходе обыска было изъято большое количество церковной утвари - наиболее ценное (серебряные оклады, кресты и т.д.) так и "исчезло бесследно" и не было возвращено храму.
4 ноября 1929 года здание храма было изъято советскими властями "под ссыпку зерна". Прихожане развернули петиционную кампанию за возвращение здания церкви. Храм был вновь открыт в июле 1930-го.
25 июля 1930 года Рязанский окружной отдел ОГПУ писал: "С целью приковать дух молящихся к церкви, укрепить авторитет её и заполучить гарантию и поддержку на случай «нападок на церковь», духовенство добивалось открытия церкви Бориса и Глеба, являющейся для них опорным пунктом... Духовенство, устраивая молебны «святому» Василию Рязанскому, сосредотачивает внимание верующих вокруг «святыни» и подготавливается к более твёрдому противодействию проникновения в массы безбожия, а тем самым укрепляет ряды антисоветского фронта."
27 августа 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома, что "Борисоглебский собор принадлежит обновленческой ориентации".
9 октября 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома "о закрытии Борисоглебского храма в связи с отказом верующих от таковой".
Борисоглебский храм был открыт лишь спустя 11 лет - 8 июня 1946 года Советом Министров СССР. С 1946-го по 2002 год собор имел статус кафедрального.
Храмы Рязани. Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
9. Евангелическо-лютеранский храм Святой Марии. Рязань.
По сведениям историка Владимира Солодовникова, 22 июня 1862 года Рязанский евангелическо-лютеранский храм был освящён во имя Святой Марии. В 1904 году приход насчитывал 615 прихожан.
После большевистского переворота октября 1917-го новая власть упразднила Тамбовско-Рязанский евангелическо-лютеранский приход, национализировав его собственность.
По свидетельствам исследователя, «отняв у верующих-лютеран храм, власти разграбили богослужебное имущество: его следов нет даже в запасниках городских музеев.
Что касается самого здания кирхи, то оно было изуродовано до неузнаваемости - изящная псевдо-готическая постройка, одним своим видом украшавшая древний русский город, отныне и отдаленно не походила на храм.
Почти вся дореволюционная документация, касающаяся церкви Святой Марии, была уничтожена.»
Точной даты роспуска общины в исторических документах не зафиксировано, но, видимо, это событие произошло в 1935 году.
Со второй половины тридцатых годов в здании храма располагались общежития Рязанского музыкального техникума.
Позже в лютеранской церкви разместили магазин «Пчеловодство».
В 1990-х годах здание лютеранской церкви было передано местной церкви евангельских христиан-баптистов.
В 2004-м году в Рязани был воссоздан Евангелическо-Лютеранский приход Святой Марии, члены которого стремятся к возвращению исторического здания храма общине.
--------------------------------
СМ. также : Обвинительное заключение по делу Никиткова Александра Валентиновича и Попова Николай Филипповича. 1979. "Права человека в России". [Электрон. ресурс]. URL: https://hro.org/node/26944 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: О преследованиях верующих евангельских христиан-баптистов в Рязанской области. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442408793 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Открытое письмо 77 верующих Церкви ЕХБ из Рязани. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442479811 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Никитков Александр Валентинович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442396542 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Редин Анатолий Сергеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/454625255 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Попов Сергей Николаевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/436758988 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Попов Илья Никитович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62587400 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Попов Николай Филиппович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/456371382 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Цыплаков Тимофей Алексеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62591486 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Чудаков Ион Семенович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/449171946 (дата обращения 2019 г.).
СМ. также: Евангелическо-лютеранский храм Святой Марии. Рязань. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/77234251 (дата обращения 2019 г.).
10. Рязанская Хоральная синагога
11. Рязанская Духовная семинария
* * *
"15 марта 1918 года Рязанским Военным Революционным Комитетом (ВРК) ректору Рязанской Духовной семинарии протоиерею Павлу Казанскому вооруженными людьми неясной принадлежности был предъявлен ордер: «Дан сей ордер товарищу Хорошеву на право выселения из помещений, занятых Духовной семинарией как для воспитанников, так и служащих семинарии»..." (ГАРО., Ф-1280, оп., 1, д. 892.)
Инспектору семинарии П. Сперанскому и эконому на выселение из семинарии с семьями дали недельный срок. При переезде им не позволили взять не только казенную, но и лично принадлежащую им мебель. Ректору с семьей временно разрешили разместиться в двух комнатах.
Расположившись в квартирах служащих семинарии, красноармейцы начали занимать и семинарские помещения, в которых размещались эвакуационные 42 и 45 госпитали, а потом и те, в которых проживали воспитанники. При этом из ученического общежития не разрешили вывести спальные принадлежности.
В распоряжении семинарии оставались только столовая с кухней, гардеробная и физический кабинет - в спальном корпусе. В классном корпусе: помещения фундаментальной библиотеки, архива, ученической библиотеки и канцелярии. Все остальные постройки: больница, баня, прачечная, машинное отделение, кладовые, погреба, конюшни и старая баня – были заняты Красной Армией.
23 марта 1918 года представителями Красной Армии, по распоряжению писаря 3-й роты, была взломана дверь физического кабинета. Ректор семинарии ездил в штаб Армии, но и прибывший с ним член Штаба не смог помешать захвату помещения.
24 марта была захвачена столовая и кухня в спальном корпусе. Во время обеда воспитанников красноармейцы взломали перегородку, отделяющую ученические помещения от расположения Красной Армии, и потребовали "очистить помещения". Председатель Штаба Глевин заявил ректору семинарии о том, что он ничего не может сделать с солдатами.
14 октября 1918 года все имущество Рязанской семинарии было конфисковано представителями советских властей. Были изъяты следующие здания:
«а) Каменные:
1) классный корпус двухэтажный с мезонином;
2) спальный корпус двухэтажный;
3) баня с прачечной двухэтажная;
4) машинное отделение (для центрального паро–водяного отопления и для электрического освещения) с прилегающим к нему деревянным, крытым железом, навесом – сараем;
5) кладовые и погреба;
6) старая баня.
Деревянные:
1) больница с квартирою для фельдшера;
2) служительская (казарма);
3) ряд построек, каретный сарай, конюшни и сарай (кладовые)…».
Известный рязанский историк С.Д. Яхонтов в своих воспоминаниях с горечью описывает варварское поведение красноармейцев-курсантов в усадьбе семинарии: «Сначала они повели поход против изображения лика Христа на фронтоне здания семинарии.… И вот курсы начали расстреливать изображение. Долго не могли добить. Ходя мимо, я следил за операцией. Осталась надпись… огромными буквами: «Духовная семинария». Столетье существовала.
Закрасили ее побелкой. Быстро снова она проявилась. Слова замазали погуще: опять… «яко крин процвела». В 35-36 замазали ненавистное название густою штукатуркой. Прощай серьезный вековой питомец, выковавший богатырей науки и труда!…»
Воспоминания Н.Н. Быстрова, друга академика И.П. Павлова по рязанской семинарии: «Кое - как мы проучились до весны (1918 - го), а весной Правительство разогнало и нас и наше начальство. Рязанская Духовная семинария прекратила свое существование»...
Через два десятилетия Степан Дмитриевич Яхонтов опишет разрушение семинарской церкви. «Вот как это случилось. Воспротивился уничтожению церкви я. В Комиссию и в ГИК подали мемориальную записку о редкой архитектуре храма XVII в. И церковь уцелела. Но я отъехал куда-то из Рязани на сравнительно продолж(ительное) время и без меня тут оборудовали (сфабриковали ) дело.
Пушкарев и в первый раз снюхался с начальн(иком) школы и обещал ему отдать храм. Теперь воспользовавшись моим отъездом дело опять возникло и Гик требовал отзыва о ней, который и дал мягкотелый Солодовников в безразличном тоне и дело было решено. Когда я возвратился возврата не было. А Семин(арская) церковь была за курсами (курсантами – авт.). Скоро и главу сняли, а в 1936 году совсем разрушили до основания. Кирпичиком попользовались. Что ж останется из былой Рязани?… Сходил помолился пред ея развалинами, поплакал, а теперь и не хожу мимо»...
* * *
Возрождаться Рязанская семинария начала только падения советского коммунистического режима. 5 февраля 1990 года состоялось открытие Рязанского духовного училища с одним годом обучения. Первоначально духовное училище располагалось при Борисоглебском кафедральном соборе, затем в 1995 году в Свято-Троицком мужском монастыре г. Рязани, и с 1996 года — в Рязанском Кремле.
В исторических зданиях Рязанской семинарии в настоящее время находится военное десантное училище. Улицу, правда, переименовали - из Каляева в Семинарскую.
17 августа 2004 года согласно постановлению Священного Синода Рязанское православное духовное училище было преобразовано в Рязанскую православную духовную семинарию.
12. Лазаревское кладбище Рязани и память жертв советских политических репрессий
3 декабря 1990 года, вскоре после показа по областному ТВ сюжета, в котором рязанские старожилы рассказывали о захоронении в 1936-1937 годах у ограды Лазаревского кладбища умерших во время следствия и расстрелянных "политических", в Рязанский "Мемориал" обратилась жительница города Зинаида Павловна Княжская, которая рассказала:
"Это было в конце 30-х годов. Я шла под вечер мимо Лазаревского кладбища, гнала домой корову. Вижу - подъехала лошадь, запряженная в дроги. Правили двое мужчин, одетых в форму. На дрогах стоял ящик, закрытый рогожей. Мужчины остановили дроги возле стены кладбища, где была вырыта яма, огляделись. Сняли с ящика рогожу. Я увидела, что в ящике находится несколько трупов. Тела были без одежды. Мужчины свалили трупы в яму. Яму засыпали и уехали. Меня, кажется, не заметили.<...> Помню, что у забора кладбища, с той стороны, где керосиновая лавка, долго виднелись следы таких ям, такие чуть заметные холмики. Никаких табличек у этих ям и холмиков не было."
15 декабря 1990 года жительница Рязани Клавдия Михайловна Тихая сообщила журналисту рязанского областного телевидения Т.Н. Худобиной:
"<...> В ночь на 2 августа 1936 года мой отец, учитель Канищевской начальной школы, Некрасов Михаил Егорович, был арестован. Его арест переживала не только семья, но и жители села, так как он был всеобщим любимцем <...> Как нам объявили, отец "неожиданно умер под следствием 11 сентября 1936 года". Нам разрешили одеть его в последний путь <...> На груди и на лице отца мы увидели кровоподтеки <...> Положили его в казенный грубо сколоченный гроб, поставили на телегу. За телегой следовала бричка, на которой сидел работник НКВД. Нам за гробом идти не разрешали. Но бабушка взяла меня за руку и хотела проводить сына в последний путь. Работник НКВД схватил кнут и стал размахивать им над нашими головами. Но наша знакомая, смелая женщина, потихоньку дошла до места захоронения. Отца похоронили почти у стены Лазаревского кладбища <...> Раньше эти захоронения простирались вдоль всей кладбищенской стены до нынешней керосиновой лавки <...> В 1938 году мы переехали из Канищево в Рязань. С мамой и бабушкой я бывала на могиле отца. Во время войны место этих захоронений распахали и посадили здесь картошку. Позже по этому месту проложили дорогу вдоль стены кладбища <...>
В январе 1991 года Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" обратилось с письмом в областное управление КГБ с просьбой провести проверку сообщений о тайном захоронении умерших и казненных в годы репрессий заключенных у Лазаревского кладбища. Ответ из КГБ тогда так не поступил.
3 декабря 1992 года депутатская комиссия по гласности и восстановлению прав жертв репрессий городского совета обратилась с письмом к прокурору Рязанской области с просьбой о проведении тщательной проверки. Из облпрокуратуры 29 января 1993 года был получен ответ о "невозможности вскрытия захоронения без документального указания точного места."
Предложения мемориальцев, членов ассоциации жертв политических репрессий, членов депутатской комиссии горсовета по восстановлению прав репрессированных, увековечить память мучеников знаком или мемориальной доской на месте захоронения, на стене Лазаревского кладбища, - отвергались под всеми возможными предлогами.
Депутаты городского совета и мемориальцы продолжали вновь и вновь обращаться в правоохранительные органы и исполнительным властям города. 29 января 1993 года заместитель прокурора Рязанской области А.В. Пилипенко вновь сообщил депутату городского совета А.Ю. Блинушову: "<...> Не имея точных данных о месте захоронения, производить разрытие предполагаемого места оснований не имеется".
Однако это не помешало тогдашним городским чиновникам отвести территорию захоронений под строительство частных коттеджей для "элиты".
Именно на месте, которое указывали очевидцы как территорию захоронения расстрелянных, в 1993 году строительное управление Рязанского приборного завода начало возведение жилых коттеджей. Место строительства непосредственно примыкало к ограде Лазаревского кладбища Рязани (со стороны ул. Ленинского комсомола).
При рытье котлованов были обнаружены многочисленные человеческие останки, захороненные в ямах в 3-4 ряда. Руководство строительством тогда распорядилось, «не поднимая шума», вывозить останки вместе с грунтом на свалку. Но жители близлежащих домов подняли тревогу.
В результате протестов Рязанского «Мемориала» и жителей города, освещения инцидента областным и федеральным телевидением, строительные работы были приостановлены.
Силами рязанского «Мемориала» и строителей Приборного завода, при участии сотрудников прокуратуры Железнодорожного района Рязани и представителей православной церкви, было проведено обследование двух рвов с человеческими останками. На большинстве черепов были обнаружены следы так называемых «контрольных выстрелов». При вскрытии двух расстрельных рвов (длина 10–12 метров, глубина около 3-3,5 м) обнаружены останки примерно 200 человек с признаками насильственной смерти.
Общественные активисты города тогда настаивали на безусловном прекращении всех строительных работ, возбуждении уголовного дела и тщательном расследовании по факту обнаружения массового захоронения. Однако будущие хозяева коттеджей и лица, заинтересованные в продолжении хозяйственных работ на данной территории, организовали значительное лоббирование дальнейшего строительства.
В результате трудных переговоров с участием Рязанского «Мемориала», общественных активистов, строителей Приборного завода, священнослужителей православной церкви, представителей политических партий и городской администрации, удалось прийти к следующему компромиссному решению:
- обнаруженные останки репрессированных перезахораниваются подобающим образом на территории кладбища лагеря НКВД N 178 на ул. Магистральной, где в то время шло оборудование городского мемориального комплекса памяти жертв войны и террора;
- строительные работы у территории Лазаревского кладбища возобновляются с соблюдением условия не разрушать места захоронений, если таковые будут обнаружены строителями;
- память жертв репрессий будет должным образом увековечена на мемориальном комплексе памяти жертв войны и террора, а также в ходе работ по будущей реконструкции и восстановлении Лазаревского кладбища Рязани.
26 мая 1993 года рязанским «Мемориалом», членами Рязанской Ассоциации жертв политических репрессий и строителями Приборного завода было произведено перезахоронение останков, обнаруженных у Лазаревского кладбища, в братской могиле на территории будущего мемориального комплекса памяти жертв войны и террора на ул. Магистральной, были отслужены необходимые заупокойные церковные службы. На месте братской могилы впоследствии был установлен памятный закладной камень.
В 2011 году наконец удалось убедить городские власти в необходимости увековечивания памяти безвинно казненных земляков: было принято постановление администрации города о Памятном Знаке на месте перезахоронения на ул. Магистральной и объявлен конкурс проектов.
Однако у Лазаревского кладбища - в самом центре города - места тайных массовых захоронений наших земляков, казненных и замученных на допросах в НКВД, так и не увековечены до сих пор.
13. Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого (Рязань)
Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого (Рязань). Адрес: 390039 г.Рязань, Первомайский проспект, дом 25. Территория военного госпиталя. Место на Яндекс-карте: https://yandex.ru/maps/-/CDt-f8Kk
Принадлежность храма: Русская Православная Церковь (РПЦ МП), Рязанская митрополия, Рязанская епархия, Благочиние воинских храмов. Богослужения: суббота через одну – Литургия, четверг 14.00 водосвятный молебен, панихида. Святыня храма: икона святителя Луки с частицей мощей. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, он же Архиепископ Лука (1877-1961) – выдающийся российский и советский хирург, автор фундаментальных трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор. Одновременно – доктор богословия, епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Архиепископ Лука был жертвой советских государственных политических репрессий, провел под арестами, в тюрьмах, в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День памяти 29 мая (11 июня). Читать подробнее о Войно-Ясенецком (Архиепископ Лука): https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лука_(Войно-Ясенецкий)
13-1. Памятник Войно-Ясенецкому Валентину Феликсовичу (Святителю Луке) у главного корпуса Рязанской больницы скорой медицинской помощи. 2024 год.
Памятник Войно-Ясенецкому Валентину Феликсовичу (Святителю Луке) установлен в Рязани у главного корпуса Рязанской больницы скорой медицинской помощи в августе 2024 года. Автор монумента скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов. Памятник преподнесен в дар жителем города Рязань Бабуриным Арсеном Валентиновичем, при содействии ГК Капитал-Строитель жилья и Давыдова Дмитрия Павловича. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, он же Архиепископ Лука (1877-1961) – выдающийся российский и советский хирург, автор фундаментальных трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор. Одновременно – доктор богословия, епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Архиепископ Лука был жертвой советских государственных политических репрессий, провел под арестами, в тюрьмах, в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День памяти 29 мая (11 июня).
13-2. Памятник Войно-Ясенецкому Валентину Феликсовичу (Святителю Луке) в Рязани
Памятник Войно-Ясенецкому Валентину Феликсовичу (Святителю Луке) установлен в Рязани у главного корпуса Рязанской больницы скорой медицинской помощи (Рязань, ул. Стройкова, 85) в августе 2024 года. Автор монумента скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов. Памятник преподнесен в дар жителем города Рязань Бабуриным Арсеном Валентиновичем, при содействии ГК Капитал-Строитель жилья и Давыдова Дмитрия Павловича. Рязань, Стройкова ул., 85. Место на Яндекс-карте: https://yandex.ru/maps/-/CDt-ZN-X
* * *
Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, он же Архиепископ Лука (1877-1961) – выдающийся российский и советский хирург, автор фундаментальных трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор. Одновременно – доктор богословия, епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Архиепископ Лука был жертвой советских государственных политических репрессий, провел под арестами, в тюрьмах, в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День памяти 29 мая (11 июня).
14. Памятный Знак расстрелянным 25 ноября 1941 года в Ряжском РОНКВД Рязанской области (Ряжск)
25 ноября 1941 года сотрудниками НКВД Рязани и Ряжска, при участии помощника областного прокурора, было расстреляно 36 человек. В том числе одиннадцать женщин, членов религиозных православных общин. Место установки Ряжского Памятного Знака не случайно. Инициаторы создания монумента подчеркивают, что оно находится у Шуваловского леса, рядом с остатками дороги, по которой везли тела расстрелянных к месту тайного захоронения в Шуваловском лесу под городом Ряжск. На памятной плите начертаны имена всех 36 расстрелянных, указаны год и место их рождения.
Поклонный Крест и памятная доска были установлены "попечением благочинного Ряжского ЦО Скопинской епархии Рязанской митрополии РПЦ протоиерея Андрея Силинского и родственников пострадавших за веру: Голубых Марии Васильевны; Ждановой Марии Федоровны; Чесноковой Евгении Сергеевны; Чесноковой Марии Ивановны (монахини Сезеновского монастыря)". Инициаторы установки Знака отмечают важную роль комиссии по канонизации Липецкой митрополии РПЦ. 26 мая 2018 года епископ Скопинский и Шацкий Феодорит освятил Поклонный Крест и памятную доску.
Первыми исследователями, пытавшимися раскрыть тайны Ряжского расстрела, были историки из Рязанского общества Мемориал. В 1990 году они нашли людей, рассказавших об этой трагедии: бывшего политзаключенного, многолетнего узника совести Ивана Федоровича Чеснокова из Рязани; главного врача Ряжской больницы Ивана Петровича Любимова; бывшего заместителя прокурора Ряжского района Ивана Андреевича Дубровина. Историки Рязанского Мемориала добились розыска архивных документов из соответствующих уголовных дел. В 1993 году совместный поиск мемориальцев и сотрудников Рязанской областной прокуратуры увенчался успехом – удалось установить имена и некоторые детали биографий всех казненных в ходе Ряжского массового расстрела 25 ноября 1941 года. А также сведения о расстрельщиках, обстоятельства и подробности экзекуции.
Члены Рязанского Мемориала провели также четыре полевых исследования в попытках [пока не увенчавшихся успехом] обнаружить непосредственное место тайного захоронения на территории Шуваловского леса. Похожие попытки предпринимали сотрудники регионального управления министерства безопасности РФ.
Известные мемориальским историкам документы о Ряжском расстреле и захоронении в Шуваловском лесу были опубликованы и доступны, в частности, на интернет-портале "Рязанский Мартиролог". Все материалы также были переданы несколько лет назад родственникам пострадавших и членам комиссии по канонизации Липецкой епархии РПЦ.
* * *
Из совсекретного спецсообщения наркома НКВД Берии Сталину от 15 ноября 1941 [цитируется по РГАНИ. Ф. 89. Оп. 18. Д. 9. Л. 1—4. Копия. Машинопись]: "<...> В настоящее время в тюрьмах НКВД республик, краев и областей скопилось 10 645 человек заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, в ожидании утверждения приговоров по их делам высшими судебными инстанциями <...> Исходя из условий военного времени, НКВД СССР считает целесообразным: разрешить НКВД СССР в отношении всех заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, <...> привести в исполнение приговоры <...> Рязанская область — 63 <...>"
* * *
25 ноября 1941 году в ходе массового Ряжского расстрела сотрудниками НКВД и прокуратуры были казнены: АРАУШКИН Владимир Александрович, 1915 (26 лет), заключенный; АБРАШКИН Владимир Александрович, 1915 (26 лет), военнослужащий; АКСЕНОВА Александра Максимовна, 1916 (25 лет), член религиозной общины Истинно Православной Церкви (ИПЦ); АНАНЬЕВ Петр Григорьевич, 1905 (36 лет), военнослужащий; БОНДАРЕВ Иван Павлович, 1916 (25 лет), военнослужащий; БОНДАРЕВ Павел Алексеевич, 1906 (35 лет), военнослужащий; ВИЛЬЯНОВИЧ Григорий Григорьевич, 1905 (36 лет), военнослужащий; ВОЛКОВ Николай Иванович, 1914 (27 лет), рабочий; ВОЛОДИН Петр Григорьевич, 1912 (29 лет), военнослужащий; ГЕОРГИЕВСКАЯ Анна Михайловна, 1882 (59 лет), учительница; ГОЛУБЫХ Мария Васильевна, 1900 (41 год), член религиозной общины ИПЦ; ГРЕЧУК (Гричук) Виктор Титович, 1901 (40 лет), военнослужащий; Данилов Николай Иванович, 1917 (24 года), военнослужащий; ДЕНИСОВ Сергей Егорович, 1921 (20 лет), военнослужащий; ДУГОВ (Дубов) Степан Яковлевич, 1912 (29 лет), религиозный активист; ЕЛИСЕЕВА Наталья Лазаревна, 1884 (57 лет), член религиозной общины; ЖДАНОВА Мария Федоровна (Сергеевна), 1908 (33 года), член религиозной общины; ИВАНОВ Иван Васильевич, 1907 (34 года), военнослужащий; КОПЫТИНА Варвара Ивановна, 1890 (51 год), член религиозной общины ИПЦ; КОШКАРОВ Афанасий Федорович, 1914 (27 лет), военнослужащий; КУЗЬМИЧЕВ Степан Павлович, 1914 (27 лет), военнослужащий; МЕДВЕДКОВ (Медведев) Николай Николаевич, 1914 (27 лет), заключенный; НАУМОВА Дарья Федотовна (Федоровна), 1886 (55 лет), член религиозной общины ИПЦ; НЕВЕЙКИНА (Новейкина) Татьяна Михайловна, 1883 (58 лет), член религиозной общины ИПЦ; ПАНОВ (Анов) Василий Евграфович, 1894 г.р. (47 лет), военнослужащий; ПАШИНИНА (Пяшинина) Нина Андреевна, 1915 (26 лет), член религиозной общины ИПЦ; ПОСРЕДНИКОВ Федор Павлович, 1920 (21 год), военнослужащий; САУРМИЛИХ (Саурмилин) Давид Давидович, 1913 (28 лет), спецпоселенец; СИБКО (Сипко) Петр Степанович, 1913 (28 лет), военнослужащий; СКОТНИКОВ Александр Иванович, 1894 (47 лет), крестьянин; ТОЛСТОВ Соломон Иванович, 1908 (33 года), военнослужащий; ТОМИН Илья Тихонович, 1902 (39 лет), рабочий; ХИЛЕНКО Александр Григорьевич, 1912 (29 лет), военнослужащий; ЧЕСНАКОВА (Чеснокова) Евгения Сергеевна, 1880 г.р. (61 год), член религиозной общины ИПЦ; ЧУДАКОВ Николай Тимофеевич, 1902 (39 лет), рабочий; ШЕРСТНЕВА Марфа Ивановна, 1895 г.р. (46 лет), член религиозной общины ИПЦ; МЕШКОВ А.Е, участковый милиционер Ряжского РОНКВД Рязанской области. [ПРИМЕЧАНИЕ: по сведениям Рязанского общества Мемориал участковый Мешков А.Е. 25 ноября 1941 года отказался принять участие в массовой расстреле. И был сам застрелен участниками казни. Дело получило огласку и участники убийства офицера милиции были отданы под трибунал ].
* * *
Организаторы и участники Ряжского расстрела: заместитель начальника Ряжского РОНКВД Евдокимов Григорий Иванович; политрук Ряжского РОНКВД Колчин Василий Александрович; оперуполномоченный Ряжского РОНКВД Шкирков Иван Мартынович; представитель 1-го спецотдела Рязанского УНКВД сержант госбезопасности Фролов Василий Николаевич; помощник прокурора Рязанской области Рязанцев Антон Федорович.
* * *
Источник: Блинушов А.Ю., Рязанский Мартиролог
.
Изображения (1)
Поклонный Крест на месте расстрела большевиками в ноябре 1918 года крестьян-повстанцев сел Дегтяное и Санское и протоиерея Алфеева Павла Ивановича. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.
Воздвигнут в 2010 году на опушке леса у села Дегтяное Спасского района Рязанской области. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/437254130