Яхонтов Степан Дмитриевич

Годы жизни: 1853-1942
Биографические сведения:

Степан Дмитриевич Яхонтов родился 19 декабря 1853 года в селе Ухорь Пронского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. Выпускник Скопинского Духовного училища, золотой медалист Рязанской Духовной семинарии, Московской Духовной Академии, магистр. С.Д.Яхонтов преподавал в Екатеринославской и Рязанской Духовных семинариях, до революции читал курсы и лекции в большинстве учебных заведений Рязани. С 1884 года он входил в состав Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК), с 1894 года являлся бессменным редактором её «Трудов», с 1905 года председатель комиссии. Яхонтов принимал участие в разработке проекта архивной реформы в Российской империи.  После революций 1917 года С. Д. Яхонтов заведовал Рязанским архивом и одновременно был директором Рязанского краеведческого музея. Благодаря его усилиям было спасено от уничтожения множество архивных коллекций, артефактов, тысячи книг. Многократно допрашивался в ЧК-ОГПУ, подвергался обыскам. В 1929-1931 гг. в стране развернулись репрессивные компании т.н. «Адемического дела» и «Дела краеведов». На Рязанщине чекисты также инспирировали дело против историков, в 1929 году были арестованы Яхонтов Степан Дмитриевич и Проходцов Иван Иванович. 13.12.1929 года Яхонтов был арестован сотрудниками ГПУ и заключен в Рязанскую тюрьму. В своих дневниках Яхонтов писал о "покрытых плесенью стенах камеры, по которым стекала вода, невообразимую тесноту - между нарами мог пройти только один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой". О сотрудниках рязанской тюрьмы того времени историк писал: "Это грубые, специфически грубые люди. Нравственных убеждений никаких. Святого ничего". Яхонтов вспоминал о прогулках заключенных в рязанской тюрьме: "Ходили кругом, как лошадей гоняли на корте. Представьте себе круг из 150 человек или около того, мерно шагающих. Свободно (а это самое главное) ходить нельзя; от тесноты сталкивались...» "<...> Теперь уже нет личности человека, нет человеческого достоинства. Все низвергнуто! Это было началом издевательства в новом обществе. Я почувствовал, что наступило время, когда личность человека - ничто... " - писал в дневниках историк Яхонтов. "<...> Большинство, которое окружало меня, были взяты "по подозрению", "догадкам", "доносам", прошедшие через ГПУ: ... купцы – бывшие и настоящие, так называемые кулаки, ремесленники, арендаторы, хозяйственники, антиколхозники (особенно увеличение к марту), чиновники... Священников при мне насчитывалось до 130. Здесь я насмотрелся на горе и слёзы, что лились рекой, благодаря любителям властолюбия. О, если преподнести им все это на страшном суде! Террор... Для одних это особая политическая организация и орудие власти, для других... все несказанное горе, которое только может вместить в себя человеческое сердце".

  В начале июня 1930 года состоялся суд по "делу рязанских краеведов" Степана Дмитриевича Яхонтова и Ивана Ивановича Проходцова. Яхонтову было запрещено работать в органах Центрархива. В последние годы жизни Степан Дмитриевич Яхонтов писал мемуары и вёл дневники.

 Умер Степан Дмитриевич Яхонтов умер 6 января 1942 года и был похоронен на семейном участке старого Скорбященского кладбища г. Рязань. С 2000 года в г. Рязань проводятся Яхонтовские исторические чтения. Большая часть его дневников, наконец, была издана.

Сведения:
1. Рязанский Мартиролог
ГАРФ. Государственный архив Российской Федерации (Москва)
Связанные персоны: Проходцов Иван Иванович

Изображения (3)

Изображение
Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942.
Изображение
Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942. Фото 2.
Изображение

Яхонтов Степан Дмитриевич (1853-1942) с ученицами. Рязань. Дореволюционная фотография. ГАРО.

Дела (3)

Документы (16)

Фонд 7 / Опись 2 / Дело 5
1. Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942.

Степан Дмитриевич Яхонтов родился 19 декабря 1853 года в селе Ухорь Пронского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. Выпускник Скопинского Духовного училища, золотой медалист Рязанской Духовной семинарии, Московской Духовной Академии, магистр. С.Д.Яхонтов преподавал в Екатеринославской и Рязанской Духовных семинариях, до революции читал курсы и лекции в большинстве учебных заведений Рязани. С 1884 года он входил в состав Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК), с 1894 года являлся бессменным редактором её «Трудов», с 1905 года председатель комиссии. Яхонтов принимал участие в разработке проекта архивной реформы в Российской империи.  После революций 1917 года С. Д. Яхонтов заведовал Рязанским архивом и одновременно был директором Рязанского краеведческого музея.13.12.1929 года Яхонтов был арестован сотрудниками ГПУ и заключен в Рязанскую тюрьму. В своих дневниках Яхонтов писал о "покрытых плесенью стенах камеры, по которым стекала вода, невообразимую тесноту - между нарами мог пройти только один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой". О сотрудниках рязанской тюрьмы того времени историк писал: "Это грубые, специфически грубые люди. Нравственных убеждений никаких. Святого ничего". Яхонтов вспоминал о прогулках заключенных в рязанской тюрьме: "Ходили кругом, как лошадей гоняли на корте. Представьте себе круг из 150 человек или около того, мерно шагающих. Свободно (а это самое главное) ходить нельзя; от тесноты сталкивались...» "<...> Теперь уже нет личности человека, нет человеческого достоинства. Все низвергнуто! Это было началом издевательства в новом обществе. Я почувствовал, что наступило время, когда личность человека - ничто... " - писал в дневниках историк Яхонтов. В начале июня 1930 года состоялся суд по "делу рязанских краеведов" Степана Дмитриевича Яхонтова и Ивана Ивановича Проходцова. Яхонтову было запрещено в течение 3 лет работать в органах Центрархива. В последние годы жизни Степан Дмитриевич Яхонтов писал мемуары и вёл дневники.


 Умер Степан Дмитриевич Яхонтов умер 6 января 1942 года и был похоронен на семейном участке старого Скорбященского кладбища г. Рязань. С 2000 года в г. Рязань проводятся Яхонтовские исторические чтения.


* * *


Документы, связанные с Яхонтовым С.Д., хранящиеся в Госархиве Рязанской области (ГАРО), Ф. Р — 2798, 79 ед. хр., 1885—1942 гг., инв. оп.:


Яхонтов, Степан Дмитриевич (1853—1942гг.), председатель Рязанской губернской ученой, комиссии, историк; с 1917г. по 1929г. заведовал Рязанским архивом и одновременно был директором Рязанского краеведческого музея.


Дипломы, почетные грамоты и похвальные листы, выданные С. Д. Яхонтову и его родственникам.


Адрес, преподнесенный Яхонтову сотрудниками Рязанского музея в связи с его 75-летним юбилеем (1 января 1929г.).


Дневники Яхонтова (март 1917г. — март 1918г.).


Рукопись речи на торжественном собрании по поводу 100-летия Отечественной войны 1812г. в Рязанской семинарии.


Рукописи речей, посвященных 50-летию Рязанской Мариинской женской гимназии (19 октября 1916г.) и другим событиям.


Рукописи публичных выступлений о Я. П. Полонском, И. П. Пожалостине, И. Ф. Селиванове, П. А. Некрасове*, о Черепнине.


Рукопись доклада о жизни и деятельности В. О. Ключевского, Н. И. Надеждина (1894г.).


Рукопись работы о Рязанском архиерейском доме — памятнике архитектуры XVII—XIX вв. и опись имущества, находящегося в нем (1927—1941гг.).


Рукописи статей: «Первый князь рязанский — Ярослав Святославович», «500 лет со дня смерти рязанского князя Олега Ивановича», статьи об истории городов: Владимира, Переяславля-Рязанского и других городов Рязанской губернии.


Статья о поездке в город Киев на XI археологический съезд (1899г.).


План исследования Старой Рязани.


Рукописные копийные документы о русско-японской войне (1904—1905гг.).


Рецензия на книгу Самоквасова «Архивное дело в России».


Планы г. Рязани, соборов, церквей и монастырей г. Рязани и губернии, составленные Яхонтовым.


Материалы (планы, доклады, отчеты, черновые наброски, фотографии) об археологических раскопках в Старой Рязани, о работе краеведческого музея и описание его витрин.


Описание древностей, хранящихся в церквах Рязанской губернии.


Конспекты уроков, проведенных в Рязанской женской гимназии по всеобщей истории, по истории педагогики, психологии и методике истории (1904г.).


Черновые наброски по истории сельских церквей и монастырей.


Портрет Н. А. Некрасова, подаренный Яхонтову Пожалостиным с автографом последнего.

3 изображения, электронная копия
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
1. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. 1917-1919 гг. Судьба семьи бывшего министра Булыгина А. Г. в Рязани. Рязанский лесопромышленник Солодов Г.И. в Рязанском революционном Трибунале. О пытках и принуждению к самооговору сына Яхонтова в ОГПУ. О бессудных казнях на рязанских улицах.
Фонд 7 / Опись 17 / Дело 9
1. Памятный знак на месте расстрела в 1918 году крестьян сел Дегтяное и Санское Спасского уезда Рязанской губернии

Памятный знак, Поклонный Крест, на месте расстрела большевиками в ноябре 1918 года крестьян-повстанцев сел Дегтяное и Санское и протоиерея Алфеева Павла Ивановича. с. Дегтяное Спасского района Рязанской области. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.

  Поклонный крест установлен в 2008 году по инициативе прихода Храма Воскресения Словущего села Дегтяное и его настоятеля иерея Константина Михайлова. Располагается Поклонный Крест при подъезде к селу с правой стороны на опушке леса. Какой-либо надписи (доски, информационной таблицы) на поклонном кресте и у его основания в настоящее время нет. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания.

* * *

Из дневника рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова: "Когда началось крестьянское движение против большевиков в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии, к нему примкнули и рабочие <...> Восстание было рассеяно Человек 18-19 из них назначались к расстрелу. Расправа производилась ужасная. Выгнали их к лесу и здесь расстреляли <...> Я услышал как был расстрелян протоиерей Павел Иванович Алфеев, мой учитель в семинарии, а затем товарищ по службе в ней. Знаток иностранных языков. Он гостил в своем родном селе Дегтяном, соседним с Санским. Во время восстания крестьяне упросили его отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен и расстрелян. Его отвели вместе с другими к опушке леса. Здесь он помолился и, встав на колена, воскликнул "Господи! В руки твои предаю дух мой!"

электронная копия
Фонд 8 / Опись 10 / Дело 3
1 Дегтяное. Поклонный Крест на месте расстрела в 1918 году крестьян сел Дегтяное и Санское Спасского уезда Рязанской губ.
Поклонный Крест на месте расстрела большевиками в ноябре 1918 года крестьян-повстанцев сел Дегтяное и Санское и протоиерея Алфеева Павла Ивановича.
с. Дегтяное Спасского района Рязанской области. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.

Поклонный крест установлен в 2008 году по инициативе прихода Храма Воскресения Словущего села Дегтяное и его настоятеля иерея Константина Михайлова. Располагается поклонный крест при подъезде к селу с правой стороны на опушке леса. Какой-либо надписи (доски, информационной таблицы) на поклонном кресте и у его основания в настоящее время нет. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания.

Из дневника рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова: "Когда началось крестьянское движение против большевиков в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии, к нему примкнули и рабочие <...> Восстание было рассеяно Человек 18-19 из них назначались к расстрелу. Расправа производилась ужасная. Выгнали их к лесу и здесь расстреляли <...> Я услышал как был расстрелян протоиерей Павел Иванович Алфеев, мой учитель в семинарии, а затем товарищ по службе в ней. Знаток иностранных языков. Он гостил в своем родном селе Дегтяном, соседним с Санским. Во время восстания крестьяне упросили его отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен и расстрелян. Его отвели вместе с другими к опушке леса. Здесь он помолился и, встав на колена, воскликнул "Господи! В руки твои предаю дух мой!"
электронная копия
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
2. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. 1917-1919 гг. Арест Яхонтова и группы рязанских интеллигентов. В Рязанском Трибунале.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
3. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. 1917-1919 гг. Епископ Павел. Крестные ходы и Красная гвардия. Архиепископ Иоанн Смирнов. Разгон Епархиального съезда и разгром в Епархиальном училище Рязани. Погром церквей. Захват архиерейского дома. Смерть архиепископа Иоанна.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
4. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. 1917-1919 гг. Новый музей. Смерть архивной Комиссии.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
5. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. Борьба за книги с ГПУ.
Фонд 7 / Опись 1 / Дело 1
5 Дегтяное. Поклонный Крест на месте расстрела в 1918 году крестьян сел Дегтяное и Санское Спасского уезда Рязанской губ.
Поклонный Крест на месте расстрела большевиками в ноябре 1918 года крестьян-повстанцев сел Дегтяное и Санское и протоиерея Алфеева Павла Ивановича.
с. Дегтяное Спасского района Рязанской области. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.

Поклонный крест установлен в 2008 году по инициативе прихода Храма Воскресения Словущего села Дегтяное и его настоятеля иерея Константина Михайлова. Располагается поклонный крест при подъезде к селу с правой стороны на опушке леса. Какой-либо надписи (доски, информационной таблицы) на поклонном кресте и у его основания в настоящее время нет. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания.

Из дневника рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова: "Когда началось крестьянское движение против большевиков в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии, к нему примкнули и рабочие <...> Восстание было рассеяно Человек 18-19 из них назначались к расстрелу. Расправа производилась ужасная. Выгнали их к лесу и здесь расстреляли <...> Я услышал как был расстрелян протоиерей Павел Иванович Алфеев, мой учитель в семинарии, а затем товарищ по службе в ней. Знаток иностранных языков. Он гостил в своем родном селе Дегтяном, соседним с Санским. Во время восстания крестьяне упросили его отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен и расстрелян. Его отвели вместе с другими к опушке леса. Здесь он помолился и, встав на колена, воскликнул "Господи! В руки твои предаю дух мой!"
электронная копия
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
6. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. Первый обыск в квартире.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
8. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. Об архиве Рязанского Жандармского управления.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
9. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. Безудержные реквизиции. Военные архивы.
Фонд 8 / Опись 16 / Дело 5
10. Из воспоминаний рязанского историка Яхонтова Степана Дмитриевича. Изъятие церковных ценностей.
Фонд 8 / Опись 10 / Дело 3
11. Рязанская Духовная семинария
Исторические здания Рязанской Духовной семинарии, захваченные большевиками в 1918 году, расположены в доме N 20 по улице Семинарской в самом центре города Рязани, недалеко от Кремля. Координаты по GPS: широта - 54°37'58.77"С, долгота - 39°44'10.42"В. В зданиях с советских времен по настоящее время находится военное десантное училище. Ближайшие остановки общественного транспорта - "Библиотека им. Горького" и "Площадь Ленина".

* * *

"15 марта 1918 года Рязанским Военным Революционным Комитетом (ВРК) ректору Рязанской Духовной семинарии протоиерею Павлу Казанскому вооруженными людьми неясной принадлежности был предъявлен ордер: «Дан сей ордер товарищу Хорошеву на право выселения из помещений, занятых Духовной семинарией как для воспитанников, так и служащих семинарии»..." (ГАРО., Ф-1280, оп., 1, д. 892.)

Инспектору семинарии П. Сперанскому и эконому на выселение из семинарии с семьями дали недельный срок. При переезде им не позволили взять не только казенную, но и лично принадлежащую им мебель. Ректору с семьей временно разрешили разместиться в двух комнатах.

Расположившись в квартирах служащих семинарии, красноармейцы начали занимать и семинарские помещения, в которых размещались эвакуационные 42 и 45 госпитали, а потом и те, в которых проживали воспитанники. При этом из ученического общежития не разрешили вывести спальные принадлежности.

В распоряжении семинарии оставались только столовая с кухней, гардеробная и физический кабинет - в спальном корпусе. В классном корпусе: помещения фундаментальной библиотеки, архива, ученической библиотеки и канцелярии. Все остальные постройки: больница, баня, прачечная, машинное отделение, кладовые, погреба, конюшни и старая баня – были заняты Красной Армией.

23 марта 1918 года представителями Красной Армии, по распоряжению писаря 3-й роты, была взломана дверь физического кабинета. Ректор семинарии ездил в штаб Армии, но и прибывший с ним член Штаба не смог помешать захвату помещения.

24 марта была захвачена столовая и кухня в спальном корпусе. Во время обеда воспитанников красноармейцы взломали перегородку, отделяющую ученические помещения от расположения Красной Армии, и потребовали "очистить помещения". Председатель Штаба Глевин заявил ректору семинарии о том, что он ничего не может сделать с солдатами.

14 октября 1918 года все имущество Рязанской семинарии было конфисковано представителями советских властей. Были изъяты следующие здания:
«а) Каменные:
1) классный корпус двухэтажный с мезонином;
2) спальный корпус двухэтажный;
3) баня с прачечной двухэтажная;
4) машинное отделение (для центрального паро–водяного отопления и для электрического освещения) с прилегающим к нему деревянным, крытым железом, навесом – сараем;
5) кладовые и погреба;
6) старая баня.
Деревянные:
1) больница с квартирою для фельдшера;
2) служительская (казарма);
3) ряд построек, каретный сарай, конюшни и сарай (кладовые)…».

Известный рязанский историк С.Д. Яхонтов в своих воспоминаниях с горечью описывает варварское поведение красноармейцев-курсантов в усадьбе семинарии: «Сначала они повели поход против изображения лика Христа на фронтоне здания семинарии.… И вот курсы начали расстреливать изображение. Долго не могли добить. Ходя мимо, я следил за операцией. Осталась надпись… огромными буквами: «Духовная семинария». Столетье существовала.

Закрасили ее побелкой. Быстро снова она проявилась. Слова замазали погуще: опять… «яко крин процвела». В 35-36 замазали ненавистное название густою штукатуркой. Прощай серьезный вековой питомец, выковавший богатырей науки и труда!…»

Воспоминания Н.Н. Быстрова, друга академика И.П. Павлова по рязанской семинарии: «Кое - как мы проучились до весны (1918 - го), а весной Правительство разогнало и нас и наше начальство. Рязанская Духовная семинария прекратила свое существование»...

Через два десятилетия Степан Дмитриевич Яхонтов опишет разрушение семинарской церкви. «Вот как это случилось. Воспротивился уничтожению церкви я. В Комиссию и в ГИК подали мемориальную записку о редкой архитектуре храма XVII в. И церковь уцелела. Но я отъехал куда-то из Рязани на сравнительно продолж(ительное) время и без меня тут оборудовали (сфабриковали ) дело.

Пушкарев и в первый раз снюхался с начальн(иком) школы и обещал ему отдать храм. Теперь воспользовавшись моим отъездом дело опять возникло и Гик требовал отзыва о ней, который и дал мягкотелый Солодовников в безразличном тоне и дело было решено. Когда я возвратился возврата не было. А Семин(арская) церковь была за курсами (курсантами – авт.). Скоро и главу сняли, а в 1936 году совсем разрушили до основания. Кирпичиком попользовались. Что ж останется из былой Рязани?… Сходил помолился пред ея развалинами, поплакал, а теперь и не хожу мимо»...

* * *

Возрождаться Рязанская семинария начала только падения советского коммунистического режима. 5 февраля 1990 года состоялось открытие Рязанского духовного училища с одним годом обучения. Первоначально духовное училище располагалось при Борисоглебском кафедральном соборе, затем в 1995 году в Свято-Троицком мужском монастыре г. Рязани, и с 1996 года — в Рязанском Кремле.

В исторических зданиях Рязанской семинарии в настоящее время находится военное десантное училище. Улицу, правда, переименовали - из Каляева в Семинарскую.

17 августа 2004 года согласно постановлению Священного Синода Рязанское православное духовное училище было преобразовано в Рязанскую православную духовную семинарию.
5 изображений, электронная копия
Фонд 7 / Опись 2 / Дело 1
14. Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942.
Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1940 (42?). В ночь на 13 декабря 1929 года сотрудники ОГПУ привезли в рязанскую тюрьму 76-летнего Степана Дмитриевича Яхонтова, известного историка, педагога, археографа, председателя и редактора трудов Рязанской ученой архивной комиссии. Выпускник Скопинского Духовного училища, золотой медалист Рязанской Духовной семинарии, Московской Духовной Академии, магистр. С.Д.Яхонтов преподавал в Екатеринославской и Рязанской Духовных семинариях, до революции читал курсы и лекции в большинстве учебных заведений Рязани. После 1917 года более десяти лет работал в музее и архиве Рязани. Яхонтов вспоминал покрытые плесенью стены камеры, по которым стекала вода, невообразимую тесноту - между нарами мог пройти только один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой. О сотрудниках рязанской тюрьмы того времени историк писал: "Это грубые, специфически грубые люди. Нравственных убеждений никаких. Святого ничего". Яхонтов вспоминал о прогулках заключенных в рязанской тюрьме: "Ходили кругом, как лошадей гоняли на корте. Представьте себе круг из 150 человек или около того мерно шагающих. Свободно (а это самое главное) ходить нельзя; от тесноты сталкивались...» "<...> Теперь уже нет личности человека, нет человеческого достоинства. Все низвергнуто! Это было началом издевательства в новом обществе. Я почувствовал, что наступило время, когда личность человека - ничто... " - писал историк Яхонтов в своих тюремных воспоминаниях.
Через несколько месяцев Степана Дмитриевича Яхонтова выпустили из тюрьмы под «домашнее наблюдение» ОГПУ. Но ученому на шесть лет запретили работать в органах Центрального архива. Фактически отлученный от научной работы, Яхонтов успел написать объемные и чрезвычайно интересные мемуары. В 1942 году Степан Дмитриевич умер.
Подробнее см. в отдельном деле нашей Архивной коллекции: Ф. 7. Оп. 2. Д. 5.
электронная копия
Фонд 7 / Опись 21 / Дело 1
47. Рязанская Духовная семинария
Исторические здания Рязанской Духовной семинарии, захваченные большевиками в 1918 году, расположены в доме N 20 по улице Семинарской в самом центре города Рязани, недалеко от Кремля. Координаты по GPS: широта - 54°37'58.77"С, долгота - 39°44'10.42"В. В зданиях с советских времен по настоящее время находится военное десантное училище. Ближайшие остановки общественного транспорта - "Библиотека им. Горького" и "Площадь Ленина".

* * *

"15 марта 1918 года Рязанским Военным Революционным Комитетом (ВРК) ректору Рязанской Духовной семинарии протоиерею Павлу Казанскому вооруженными людьми неясной принадлежности был предъявлен ордер: «Дан сей ордер товарищу Хорошеву на право выселения из помещений, занятых Духовной семинарией как для воспитанников, так и служащих семинарии»..." (ГАРО., Ф-1280, оп., 1, д. 892.)

Инспектору семинарии П. Сперанскому и эконому на выселение из семинарии с семьями дали недельный срок. При переезде им не позволили взять не только казенную, но и лично принадлежащую им мебель. Ректору с семьей временно разрешили разместиться в двух комнатах.

Расположившись в квартирах служащих семинарии, красноармейцы начали занимать и семинарские помещения, в которых размещались эвакуационные 42 и 45 госпитали, а потом и те, в которых проживали воспитанники. При этом из ученического общежития не разрешили вывести спальные принадлежности.

В распоряжении семинарии оставались только столовая с кухней, гардеробная и физический кабинет - в спальном корпусе. В классном корпусе: помещения фундаментальной библиотеки, архива, ученической библиотеки и канцелярии. Все остальные постройки: больница, баня, прачечная, машинное отделение, кладовые, погреба, конюшни и старая баня – были заняты Красной Армией.

23 марта 1918 года представителями Красной Армии, по распоряжению писаря 3-й роты, была взломана дверь физического кабинета. Ректор семинарии ездил в штаб Армии, но и прибывший с ним член Штаба не смог помешать захвату помещения.

24 марта была захвачена столовая и кухня в спальном корпусе. Во время обеда воспитанников красноармейцы взломали перегородку, отделяющую ученические помещения от расположения Красной Армии, и потребовали "очистить помещения". Председатель Штаба Глевин заявил ректору семинарии о том, что он ничего не может сделать с солдатами.

14 октября 1918 года все имущество Рязанской семинарии было конфисковано представителями советских властей. Были изъяты следующие здания:
«а) Каменные:
1) классный корпус двухэтажный с мезонином;
2) спальный корпус двухэтажный;
3) баня с прачечной двухэтажная;
4) машинное отделение (для центрального паро–водяного отопления и для электрического освещения) с прилегающим к нему деревянным, крытым железом, навесом – сараем;
5) кладовые и погреба;
6) старая баня.
Деревянные:
1) больница с квартирою для фельдшера;
2) служительская (казарма);
3) ряд построек, каретный сарай, конюшни и сарай (кладовые)…».

Известный рязанский историк С.Д. Яхонтов в своих воспоминаниях с горечью описывает варварское поведение красноармейцев-курсантов в усадьбе семинарии: «Сначала они повели поход против изображения лика Христа на фронтоне здания семинарии.… И вот курсы начали расстреливать изображение. Долго не могли добить. Ходя мимо, я следил за операцией. Осталась надпись… огромными буквами: «Духовная семинария». Столетье существовала.

Закрасили ее побелкой. Быстро снова она проявилась. Слова замазали погуще: опять… «яко крин процвела». В 35-36 замазали ненавистное название густою штукатуркой. Прощай серьезный вековой питомец, выковавший богатырей науки и труда!…»

Воспоминания Н.Н. Быстрова, друга академика И.П. Павлова по рязанской семинарии: «Кое - как мы проучились до весны (1918 - го), а весной Правительство разогнало и нас и наше начальство. Рязанская Духовная семинария прекратила свое существование»...

Через два десятилетия Степан Дмитриевич Яхонтов опишет разрушение семинарской церкви. «Вот как это случилось. Воспротивился уничтожению церкви я. В Комиссию и в ГИК подали мемориальную записку о редкой архитектуре храма XVII в. И церковь уцелела. Но я отъехал куда-то из Рязани на сравнительно продолж(ительное) время и без меня тут обкрудовали (сфабриковали ) дело.

Пушкарев и в первый раз снюхался с начальн(иком) школы и обещал ему отдать храм. Теперь воспользовавшись моим отъездом дело опять возникло и Гик требовал отзыва о ней, который и дал мягкотелый Солодовников в безразличном тоне и дело было решено. Когда я возвратился возврата не было. А Семин(арская) церковь была за курсами (курсантами – авт.). Скоро и главу сняли, а в 1936 году совсем разрушили до основания. Кирпичиком попользовались. Что ж останется из былой Рязани?… Сходил помолился пред ея развалинами, поплакал, а теперь и не хожу мимо»...

* * *

Возрождаться Рязанская семинария начала только падения советского коммунистического режима. 5 февраля 1990 года состоялось открытие Рязанского духовного училища с одним годом обучения. Первоначально духовное училище располагалось при Борисоглебском кафедральном соборе, затем в 1995 году в Свято-Троицком мужском монастыре г. Рязани, и с 1996 года — в Рязанском Кремле.

В исторических зданиях Рязанской семинарии в настоящее время находится военное десантное училище. Улицу, правда, переименовали - из Каляева в Семинарскую.

17 августа 2004 года согласно постановлению Священного Синода Рязанское православное духовное училище было преобразовано в Рязанскую православную духовную семинарию.
5 изображений, электронная копия