Войно Стефан Николаевич
Биографические сведения:
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году. Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
Сведения:
1. Рязанский Мартиролог
Документы (4)
Фонд 7 / Опись 4 / Дело 2
2. Католический храм Рязани и заключенные-поляки
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей. Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера. Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году. Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек. Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД. Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима. В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников. В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского). Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там. Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лагадминистрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году. Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек. Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД. Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима. В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников. В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского). Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там. Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лагадминистрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
6 изображений, электронная копия
Фонд 8 / Опись 10 / Дело 3
7. Католический храм Рязани
Здание Рязанского католического храма на улице Салтыкова-Щедрина. Ост общ. транспорта "Дворец творчества" или "Площадь Театральная".
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей.
Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера.
Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году.
Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий.
По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу.
Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек.
Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД.
Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима.
В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников.
В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского).
Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там.
Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лаг администрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей.
Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера.
Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году.
Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий.
По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу.
Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек.
Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД.
Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима.
В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников.
В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского).
Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там.
Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лаг администрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
7 изображений, электронная копия
Фонд 7 / Опись 4 / Дело 1
8-4. Заключенные поляки Рязанского лагеря N 178 - 454 и католические службы
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали католический общины. Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД. Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима. В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников. В частности, известный о. Рафаил Керницкий (после освобождения с 1948 г. он служил во Львовском кафедральном соборе, был посвящен во епископа и стал викарием епископа Львовского). Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там. Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лагадминистрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
* * *
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей. Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера. Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году. Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
* * *
Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей. Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера. Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году. Но уже в начале 1918 году началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские. И до сих пор (2012) католический храм не возвращен рязанской общине, несмотря на многочисленные ходатайства и обещания властей.
электронная копия
Фонд 7 / Опись 21 / Дело 1
39. Католический храм Рязани (Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии)
Здание Рязанского католического храма на улице Салтыкова-Щедрина, дом 5. Ост общ. транспорта "Дворец творчества" или "Площадь Театральная". Большинство христиан, исповедующих католицизм, поселились в Рязани в середине XIX века. Многие из них были сосланными участниками восстаний за независимость Польши и членами их семей. Они неоднократно обращались к царю с просьбой разрешить в Рязани строительство католического храма. В 1894 году храм был построен на Абрамовской улице Рязани (ныне улица Салтыкова-Щедрина) по проекту архитектора Шреттера. Он назывался Римско-католическим Храмом во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В обиходе рязанцы именовали храм «католическим костелом» и «польским костелом».
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году.
Но уже в начале 1918 года началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву. В разное время в приходе служили: Феликс Осипович Грохольский, Владислав Фомич Стефановский, Антоний Гилевский, Н. Буевич, Евгений Казимирович Круликовский, Михаил Исидорович Рутковский. В 1920-е годы администратором был Ян Павлович. В 1927—1929 гг. здесь служил Антон Дземешкевич.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. Храм был закрыт Постановлением Президиума Рязанского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13.11.1935 года. Ризничий отказался выдать церковную утварь, за что был арестован. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек. Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД. Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима. В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников. В частности, известный о. Рафаил Керницкий, бывший узником Рязанского лагеря НКВД, (после освобождения с 1948 года он служил во Львовском кафедральном соборе, был рукоположен во епископа и стал викарием епископа Львовского). Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там.
Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лагадминистрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
Решением Рязоблисполкома от 24.08.1971 года за № 250 Римско-католический костел Рязани «является объектом культурного наследия регионального значения». Лишь в апреле 1999 католический приход в Рязани был вновь зарегистрирован властями. Приход долгое время добивался реституции здания храма. Власти обещали вернуть здание, но сроки много раз сдвигались. Наконец, 26 марта 2018 года было принято окончательное решение о передаче здания храма в собственность прихода. 15 апреля 2018 года архиепископом Павлом Пецци была отслужена первая месса в возвращённом храме. С этого времени службы в храме проходят периодически, параллельно идет процесс восстановления и реставрации Католического храма в Рязани.
По данным краеведов последним настоятелем католического храма в Рязани был Стефан Николаевич Войно, выполнявший ранее функции викария и назначенный на этот пост в 1918 году.
Но уже в начале 1918 года началась первая волна репрессий против католической общины. Было изъято ценное имущество общины, а сам Войно, по некоторым данным, спасаясь от ареста в Рязани, вынужден был бежать в Москву. В разное время в приходе служили: Феликс Осипович Грохольский, Владислав Фомич Стефановский, Антоний Гилевский, Н. Буевич, Евгений Казимирович Круликовский, Михаил Исидорович Рутковский. В 1920-е годы администратором был Ян Павлович. В 1927—1929 гг. здесь служил Антон Дземешкевич.
В 1935 году рязанская католическая община подверглась второй волне репрессий. Храм был закрыт Постановлением Президиума Рязанского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13.11.1935 года. Ризничий отказался выдать церковную утварь, за что был арестован. По решению советских властей имущество католического храма было полностью и окончательно конфисковано, а здание передано художественному училищу. Сначала в храме разместили студенческое общежитие, затем - учебные мастерские.
В 1944-1947 гг в Рязани, а также в Скопинском и Молославском районах Рязанского области существовали крупные католический общины численностью в несколько тысяч (!) человек. Но общины эти были – подпольными, так как создавались они тайно в лагерях, «рабочих колоннах» и трудпоселках НКВД. Состояли эти общины из поляков, участников подпольных и партизанских антифашистских групп, которых НКВД интернировал в Польше и «кресах» в Литве и Украине, опасаясь сопротивления с их стороны установлению коммунистического режима. В упомянутых подпольных католических общинах в рязанских лагерях тайно проводили службы и отправляли обряды несколько священников. В частности, известный о. Рафаил Керницкий, бывший узником Рязанского лагеря НКВД, (после освобождения с 1948 года он служил во Львовском кафедральном соборе, был рукоположен во епископа и стал викарием епископа Львовского). Как известно из мемуаров и интервью, польские заключенные, работавшие вне лагеря, в частности – шоферы, тайно приходили к зданию рязанского католического храма, пытаясь молиться там.
Примечательно, что польским заключенным рязанского лагеря НКВД N178-454 в конце-концов удалось добиться разрешения лагадминистрации на проведение по значимым религиозным праздникам публичного отправления католических богослужений.
Решением Рязоблисполкома от 24.08.1971 года за № 250 Римско-католический костел Рязани «является объектом культурного наследия регионального значения». Лишь в апреле 1999 католический приход в Рязани был вновь зарегистрирован властями. Приход долгое время добивался реституции здания храма. Власти обещали вернуть здание, но сроки много раз сдвигались. Наконец, 26 марта 2018 года было принято окончательное решение о передаче здания храма в собственность прихода. 15 апреля 2018 года архиепископом Павлом Пецци была отслужена первая месса в возвращённом храме. С этого времени службы в храме проходят периодически, параллельно идет процесс восстановления и реставрации Католического храма в Рязани.
7 изображений, электронная копия
Документ
Ссылка скопирована в буфер обмена