69. Архиепископ Иувеналий. Масловский Евгений Александрович (Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий). 1878-1937.

Способы воспроизведения: электронная копия
Аннотация:
Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, с 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. 22 января 1936 году был арестован в Рязани и приговорён к пяти годам лагерей по обвинению в том, что "являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников". Был арестован в лагере и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян и тайно захоронен в общей могиле на Каштачной горе в Томске.

* * *

- Фотографии Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).

- Фотография дома в Рязани Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).

- Станция Топчиха, в лагпункте при которой отбывал срок арх. Иувеналий

- Ответ Рязанского УКГБ о судьбе арх. Иувеналия. 1989.

- Первое письмо арх. Иувеналия из заключения. 12 мая 1936 года.

- Второе письмо арх. Иувеналия из заключения. 7 июня 1936 года.

- Третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 июля 1936 года.

- Четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 13 августа 1936 года.

- Пятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 20 августа 1936 года.

- Шестое и седьмое письма арх. Иувеналия из заключения. 13 октября 1936 года.

- Восьмое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 ноября 1936 года.

- Девятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 14 декабря 1936 года.

- Десятое письмо арх. Иувеналия из заключения.

- Одиннадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 января 1937 года.

- Двенадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 27 января 1937 года.

- Тринадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 28 февраля 1937 года.

- Четырнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 24 марта 1937 года.

- Пятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 11 апреля 1937 года.

- Шестнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22 апреля 1937 года.

- Семнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 мая 1937 года.

- Восемнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 23 мая 1937 года.

- Девятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 31 мая 1937 года.

- Двадцатое - двадцать второе письма арх. Иувеналия из заключения. 09.06.1937, 02.07.1937, 24.07.1937 года.

- Двадцать третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 02.08.1937 года.

- Двадцать четвертое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Томской Колонии массовых работ № 2. 22.08.1937 года.

- Место захоронения расстрелянного архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия на Каштачной горе в Томске.

- Именная икона. Иувеналий (Масловский Е.А.).

Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов.
С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.

В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.

В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).

Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.

С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).

Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."

Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.

В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
Источники:
Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело № 9611
Архив УФСБ РФ по Томской области, архивно-следственное дело № П - 10178.
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".[Электрон. ресурс]. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans (дата обращения 2009-2024 гг.).
Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков).
Веселкина Т.Ю. Архиепископ Ювеналий. Журнал Московской Патриархии. № 7, 1991. С. 16-19.
Воспоминания об архиепископе Рязанском и Шацком Иувеналии (Масловском)/ Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь [Электрон. ресурс]. URL: http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/iuvenalij-maslovskij/596/ (дата обращения: январь 2013 г.).
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
Он хотел видеть церковь единой/ Соловки. Энциклопедия [Электрон. ресурс]. URL: http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_07.php (дата обращения: январь 2013 г.).
Письма из лагеря / Священномученик Иувеналий Рязанский. — М., 1995.
Письма из лагеря. Священномученик Иувеналий Рязанский / Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы [Электрон. ресурс]. URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=1501 (дата обращения: апрель 2012 г.).
1. Рязанский Мартиролог
Флиге [Резникова] И.А. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря / Исторические сборники. Вып. 2. 1994.

Имена (2)

Купряшкин Леонтий Дмитриевич
Другие имена: о. Анатолий
Годы жизни: 1892
Биографические сведения:

Родился в 1892 году в с. Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской обл. (б. Тамбовской губ.). В 1911-1913 году служил послушником в Рязанская губ., Свято-Успенский Вышенский монастырь (Свято-Успенская Вышенская пустынь). В 1931 году в Центрально-Черноземной обл., Алгасовском районе (ныне Тамбовская обл., Моршанский р-н.), с. Вановье, Троицкая церковь, псаломщик. До ареста 09.06.1931 г. проживал в с. Панинское Старожиловского района. Арестован 9 июня 1931 года. Осужден Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской обл. за "антисоветскую агитацию" на 3 года лагерей. Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения.

После освобождения служил на рязанщине, в Старожиловском районе, иеромонах, настоятель. Арестован в 1935 году в Старожиловском районе. Бежал из-под стражи и скрывался в доме архиепископа Рязанского Иувеналия (Евгения Масловского).

По доносу снова был арестован и сослан. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован Прокуратурой Рязанской области. Арх. дело №5709 в УФСБ по Рязанской области

Масловский Евгений Александрович (архиепископ Иувеналий)
Другие имена: Иувеналий Рязанский
Дефиниция: Архиепископ Рязанский и Шацкий
Годы жизни: 1878-1937
Биографические сведения:
1878 г.р. Место рождения: Орловская губ., г. Ливны. Из дворян. Образование высшее духовное, кандидат богословия, иеромонах. Архиепископ Рязанский и Шацкий. Последний свой срок заключения отбывал в Томской ИТК №1. Арестован 22.01.1936. Арестован и осужден в лагере в 1937 году. Осужден Тройкой при УНКВД по Новосибирской области по ст. 58 УК РСФСР. Расстрелян сотрудниками НКВД в ночь с 24 на 25 октября 1937 года. Место расстрела: в г. Томске.
* * *
Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов. С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молельные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.

В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга. В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).

Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.

С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).

Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."

Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.

В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
Реабилитирован.

Документы (27)

1. Фотографии Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).
Фотографии Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого). 1878-1937.

Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов.
С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.

В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.

В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).

Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.

С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).

Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."

Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.

В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
5 изображений, электронная копия
2. Дом Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого) по ул. Затинная, 29.
Дом политзаключенного, казненного НКВД в 1937 году в лагере, архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) в Рязани по ул. Затинная, 29. Общественности города и епархии РПЦ не удалось отстоять сохранение и мемориализацию этого дома - участок был продан властями под бизнес-застройку.

Журналист Михаил Колкер в № 24 еженедельника "Дом.Строй" от 22.06.2011 г.писал: "Несмотря на протесты рязанцев, в декабре 2008 года был снесен небольшой старый домик на улице Затинной. В нем жил отец Иувеналий, рязанский святой и великомученик. На этом месте вырос элитный особняк. По словам главного архитектора Рязани Владимира Соловьева, было невозможно определить, входила ли эта территория в охранную зону." Заслуженный художник России, скульптор, председатель фонда «Творческое достояние» Раиса Лысенина: "Почему же до сих пор нет ни знаков, ни скульптур, посвященных нашим землякам, которые являются не только профессионалами или людьми известными, они – святые? Зато у нас на глазах сносится дом, где жил расстрелянный священномученик Иувеналий."

По некоторым сведениям, в качестве компромисса, защитникам исторического дома позволили разобрать его и вывезти. Возможно, он будет собран при строительстве монастыря в Красном Холме Рязанской области.
1 изображение, электронная копия
3. Станция Топчиха, в лагпункте при которой отбывал срок арх. Иувеналий
Архиепископ Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) в 1937 году отбывал срок в лагпункте Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги. Координаты: 52°49'1"N 83°7'1"E
2 изображения, электронная копия
4. Ответ Рязанского УКГБ о судьбе арх. Иувеналия. 1989.
Ответ начальника Рязанского УКГБ Чичелова о судьбе репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича). 1989 год.
1 изображение, электронная копия
5. Первое письмо арх. Иувеналия из заключения. 12 мая 1936 года.
Первое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из заключения. 12 мая 1936 года.
1 изображение, электронная копия
6. Второе письмо арх. Иувеналия из заключения. 7 июня 1936 года.
Второе письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из лагеря в Мариинске. 7 июня 1936 г.
1 изображение, электронная копия
7. Третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 июля 1936 года.
Третье письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Чистюньского Отделения Лагпункта Сиблага НКВД. 9 июля 1936 года.
1 изображение, электронная копия
8. Четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 13 августа 1936 года.
Четвертое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Чистюньского Отделения Лагпункта Сиблага НКВД. 13 августа 1936 года.
1 изображение, электронная копия
9. Пятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 20 августа 1936 года.
Пятое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Чистюньского Отделения Лагпункта Сиблага НКВД. 20 августа 1936 года.
1 изображение, электронная копия
10. Шестое и седьмое письма арх. Иувеналия из заключения. 13 октября 1936 года.
Шестое и седьмое письма репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Чистюньского Отделения Лагпункта Сиблага НКВД. 13 октября 1936 года.
1 изображение, электронная копия
11. Восьмое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 ноября 1936 года.
Восьмое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения 2-я ферма "Ворошиловка" Лагпункта Сиблага НКВД. 9 ноября 1936 года.
1 изображение, электронная копия
12. Девятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 14 декабря 1936 года.
Девятое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения 2-я ферма "Ворошиловка" Лагпункта Сиблага НКВД. 14 декабря 1936 года.
1 изображение, электронная копия
13. Десятое письмо арх. Иувеналия из заключения.
Десятое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения 2-я ферма "Ворошиловка" Лагпункта Сиблага НКВД.
1 изображение, электронная копия
14. Одиннадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 января 1937 года.
Одиннадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения 2-я ферма "Ворошиловка" Лагпункта Сиблага НКВД. 9 января 1937 года.
1 изображение, электронная копия
15. Двенадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 27 января 1937 года.
Двенадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения 2-я ферма "Ворошиловка" Лагпункта Сиблага НКВД. 27 января 1937 года.
1 изображение, электронная копия
16. Тринадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 28 февраля 1937 года.
Тринадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Топчиха" Лагпункта Сиблага НКВД. 28 февраля 1937 года.
1 изображение, электронная копия
17. Четырнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 24 марта 1937 года.
Четырнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Топчиха" Лагпункта Сиблага НКВД. 24 марта 1937 года.
1 изображение, электронная копия
18. Пятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 11 апреля 1937 года.
Пятнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД. 11 апреля 1937 года.
1 изображение, электронная копия
19. Шестнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22 апреля 1937 года.
Шестнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД. 22 апреля 1937 года.
1 изображение, электронная копия
20. Семнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 мая 1937 года.
Семнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД. 9 мая 1937 года.
1 изображение, электронная копия
21. Восемнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 23 мая 1937 года.
Восемнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД. 23 мая 1937 года.
1 изображение, электронная копия
22. Девятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 31 мая 1937 года.
Девятнадцатое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД. 31 мая 1937 года.
1 изображение, электронная копия
23. Двадцатое - двадцать второе письма арх. Иувеналия из заключения. 09.06.1937, 02.07.1937, 24.07.1937 года.
Двадцатое - двадцать второе письма репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Отделения "Чистюнька" Лагпункта Сиблага НКВД; из Томской Колонии массовых работ № 2. 09.06.1937, 02.07.1937, 24.07.1937 года.
1 изображение, электронная копия
24. Двадцать третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 02.08.1937 года.
Двадцать третье письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Томской Колонии массовых работ № 2. 02.08.1937 года.
1 изображение, электронная копия
25. Двадцать четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22.08.1937 года.
Двадцать четвертое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Томской Колонии массовых работ № 2. 22.08.1937 года.
1 изображение, электронная копия
26. Место захоронения расстрелянного архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия на Каштачной горе в Томске. .
Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) был расстрелян НКВД в ночь с 24 на 25 октября 1937 года на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Каштачная гора — один из нескольких крупных холмов, на которых расположен город Томск. Каштачная гора расположена между долиной Томи на Черемошниках, Воскресенской горой и долиной реки Малая Киргизка.

На горе расположены микрорайоны Каштак и АРЗ, у подножия горы — микрорайон «Черемошники». На гору можно подняться по проспекту Мира с юга и улице Смирнова с севера, западный склон горы очень крутой.

В советское время на горе проводились расстрелы и захоронения жертв коммунистических репрессий, в частности архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия, поэта Николая Клюева, философа Густава Шпета, князей Александра Голицына и Михаила Долгорукова, княгини Ольги Урусовой (Голицыной).

В 1940—1960-х годах на Каштачной горе действовал городской аэропорт, который затем был перенесён в Богашёво.

9 февраля 2003 года в память о жертвах репрессий на южном мысу горы был освящён металлический крест высотой 9 метров. Томская православная епархия планирует здесь строительство мемориально-храмового комплекса.

Точное количество расстрелянных и похороненных на Каштачной горе неизвестно. В середине 1950-х годов большинство захоронений были уничтожены в ходе расчистки территории под строительство площадки завода "Сибкабель".
3 изображения, электронная копия
27. Именная икона. Иувеналий (Масловский Е.А.).
Именная икона. Иувеналий, архиепископ Рязанский и Шацкий (Масловский Евгений Александрович). 1878-1937.
1 изображение, электронная копия

Изображения (1)

Изображение

Масловский Евгений Александрович (Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий). 1878 - 1937 гг. Расстрелян. Жил в в городе Ливны Орловской губернии; в г. Казани; в Персии; в Пскове; в Кашире, Петербурге, в Туле, на Соловках; в Рязани; в Новосибирской области, в г. Томске. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/62584998