69. Архиепископ Иувеналий. Масловский Евгений Александрович (Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий). 1878-1937.
* * *
- Фотографии Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).
- Фотография дома в Рязани Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).
- Станция Топчиха, в лагпункте при которой отбывал срок арх. Иувеналий
- Ответ Рязанского УКГБ о судьбе арх. Иувеналия. 1989.
- Первое письмо арх. Иувеналия из заключения. 12 мая 1936 года.
- Второе письмо арх. Иувеналия из заключения. 7 июня 1936 года.
- Третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 июля 1936 года.
- Четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 13 августа 1936 года.
- Пятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 20 августа 1936 года.
- Шестое и седьмое письма арх. Иувеналия из заключения. 13 октября 1936 года.
- Восьмое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 ноября 1936 года.
- Девятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 14 декабря 1936 года.
- Десятое письмо арх. Иувеналия из заключения.
- Одиннадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 января 1937 года.
- Двенадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 27 января 1937 года.
- Тринадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 28 февраля 1937 года.
- Четырнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 24 марта 1937 года.
- Пятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 11 апреля 1937 года.
- Шестнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22 апреля 1937 года.
- Семнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 мая 1937 года.
- Восемнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 23 мая 1937 года.
- Девятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 31 мая 1937 года.
- Двадцатое - двадцать второе письма арх. Иувеналия из заключения. 09.06.1937, 02.07.1937, 24.07.1937 года.
- Двадцать третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 02.08.1937 года.
- Двадцать четвертое письмо репрессированного архиепископа Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) из Томской Колонии массовых работ № 2. 22.08.1937 года.
- Место захоронения расстрелянного архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия на Каштачной горе в Томске.
- Именная икона. Иувеналий (Масловский Е.А.).
Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов.
С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.
В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).
Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.
С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».
22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).
Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».
Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.
Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.
Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."
Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.
В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
Имена (2)
Купряшкин Леонтий Дмитриевич
Родился в 1892 году в с. Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской обл. (б. Тамбовской губ.). В 1911-1913 году служил послушником в Рязанская губ., Свято-Успенский Вышенский монастырь (Свято-Успенская Вышенская пустынь). В 1931 году в Центрально-Черноземной обл., Алгасовском районе (ныне Тамбовская обл., Моршанский р-н.), с. Вановье, Троицкая церковь, псаломщик. До ареста 09.06.1931 г. проживал в с. Панинское Старожиловского района. Арестован 9 июня 1931 года. Осужден Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской обл. за "антисоветскую агитацию" на 3 года лагерей. Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения.
После освобождения служил на рязанщине, в Старожиловском районе, иеромонах, настоятель. Арестован в 1935 году в Старожиловском районе. Бежал из-под стражи и скрывался в доме архиепископа Рязанского Иувеналия (Евгения Масловского).
По доносу снова был арестован и сослан. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован Прокуратурой Рязанской области. Арх. дело №5709 в УФСБ по Рязанской области
Масловский Евгений Александрович (архиепископ Иувеналий)
* * *
Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов. С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молельные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга. В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).
Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.
С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».
22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).
Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».
Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.
Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.
Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."
Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.
В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
Реабилитирован.
Документы (27)
1. Фотографии Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого).
Архиепископ Иувеналий (Ювеналий), в миру Евгений Александрович Масловский, родился 15 (27) января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия. 10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах. С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии. С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена. С 23 октября 1910 года — настоятель Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского). Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года. С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский. Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов.
С 1919 года — епископ Тульский и Венёвский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский. В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён. С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.
В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).
Сохранил верность митрополиту Сергию (Страгородскому) после опубликования «Декларации», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.
С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий. Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».
22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).
Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».
Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.
Был арестован и 13 октября 1937 года Тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.
Переписка рязанской учительницы, прихожанки архиепископа Иувеналия Анны Константиновны Арнольди прервалась с ним еще летом 1937 года. И долгие годы ничего не удавалось узнать о дальнейшей судьбе Иувеналия. Даже в 1989 году на запрос рязанского архиепископа Симона начальник рязанского УКГБ Чичелов продолжал скрывать правду о гибели Иувеналия: "... Для отбытия наказания был направлен в Сиблаг (г. Мариинск Кемеровской области). Сведениями о дальнейшей судьбе Масловского Е. А. не располагаем."
Официально реабилитирован как политически репрессированный 16 января 1989 года.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия.
В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/rDLf3lHQreTLh26.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/2M4gK2d1kyOWF4a.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/mIdAoaMipge02Si.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/r8aDE0Owt4QOW3l.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/1FF02X37bfPujGA.jpg)
2. Дом Масловского Евгения Александровича (Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого) по ул. Затинная, 29.
Журналист Михаил Колкер в № 24 еженедельника "Дом.Строй" от 22.06.2011 г.писал: "Несмотря на протесты рязанцев, в декабре 2008 года был снесен небольшой старый домик на улице Затинной. В нем жил отец Иувеналий, рязанский святой и великомученик. На этом месте вырос элитный особняк. По словам главного архитектора Рязани Владимира Соловьева, было невозможно определить, входила ли эта территория в охранную зону." Заслуженный художник России, скульптор, председатель фонда «Творческое достояние» Раиса Лысенина: "Почему же до сих пор нет ни знаков, ни скульптур, посвященных нашим землякам, которые являются не только профессионалами или людьми известными, они – святые? Зато у нас на глазах сносится дом, где жил расстрелянный священномученик Иувеналий."
По некоторым сведениям, в качестве компромисса, защитникам исторического дома позволили разобрать его и вывезти. Возможно, он будет собран при строительстве монастыря в Красном Холме Рязанской области.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/wA7lVNqsaugHMEf.jpg)
3. Станция Топчиха, в лагпункте при которой отбывал срок арх. Иувеналий
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/s0BEhulf1WTUZYO.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/m1IAj995MibcBc3.jpg)
4. Ответ Рязанского УКГБ о судьбе арх. Иувеналия. 1989.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/wLMuJQU9TSv9jmx.jpg)
5. Первое письмо арх. Иувеналия из заключения. 12 мая 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/kawndlXzW5G0hg0.jpg)
6. Второе письмо арх. Иувеналия из заключения. 7 июня 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/Z5W2pn6hPTJrWTN.jpg)
7. Третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 июля 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/rwcwLodtq2r0TiE.jpg)
8. Четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 13 августа 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/tNRW2TKLEU7gvx3.jpg)
9. Пятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 20 августа 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/Au7kxZbD2R01Kuq.jpg)
10. Шестое и седьмое письма арх. Иувеналия из заключения. 13 октября 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/q24CV0AAX76hKvZ.jpg)
11. Восьмое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 ноября 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/NNzW4jUkI53XRm8.jpg)
12. Девятое письмо арх. Иувеналия из заключения. 14 декабря 1936 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/0sjj7cyKXlWbUUU.jpg)
13. Десятое письмо арх. Иувеналия из заключения.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/cyu0oiQI31uws8L.jpg)
14. Одиннадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 января 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/lP9w7rz0VTMD9zc.jpg)
15. Двенадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 27 января 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/PyZF9X7coPYYib2.jpg)
16. Тринадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 28 февраля 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/zO0PimDtG8YH4UJ.jpg)
17. Четырнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 24 марта 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/A2ZIGCoiYrjqwEP.jpg)
18. Пятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 11 апреля 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/5cy5G9D5Z4T4Qjn.jpg)
19. Шестнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22 апреля 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/xxxK4TAiYulOat6.jpg)
20. Семнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 9 мая 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/UNa7rfKs8TikQ8H.jpg)
21. Восемнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 23 мая 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/dKMbe0NvtTTMrKp.jpg)
22. Девятнадцатое письмо арх. Иувеналия из заключения. 31 мая 1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/8N5ezlEJPE8J2E8.jpg)
23. Двадцатое - двадцать второе письма арх. Иувеналия из заключения. 09.06.1937, 02.07.1937, 24.07.1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/WsxYCI9hhTro5KZ.jpg)
24. Двадцать третье письмо арх. Иувеналия из заключения. 02.08.1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/qYy2n0abJCnHVmK.jpg)
25. Двадцать четвертое письмо арх. Иувеналия из заключения. 22.08.1937 года.
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/1jnRMBpX7eQc4Cr.jpg)
26. Место захоронения расстрелянного архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия на Каштачной горе в Томске. .
Каштачная гора — один из нескольких крупных холмов, на которых расположен город Томск. Каштачная гора расположена между долиной Томи на Черемошниках, Воскресенской горой и долиной реки Малая Киргизка.
На горе расположены микрорайоны Каштак и АРЗ, у подножия горы — микрорайон «Черемошники». На гору можно подняться по проспекту Мира с юга и улице Смирнова с севера, западный склон горы очень крутой.
В советское время на горе проводились расстрелы и захоронения жертв коммунистических репрессий, в частности архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия, поэта Николая Клюева, философа Густава Шпета, князей Александра Голицына и Михаила Долгорукова, княгини Ольги Урусовой (Голицыной).
В 1940—1960-х годах на Каштачной горе действовал городской аэропорт, который затем был перенесён в Богашёво.
9 февраля 2003 года в память о жертвах репрессий на южном мысу горы был освящён металлический крест высотой 9 метров. Томская православная епархия планирует здесь строительство мемориально-храмового комплекса.
Точное количество расстрелянных и похороненных на Каштачной горе неизвестно. В середине 1950-х годов большинство захоронений были уничтожены в ходе расчистки территории под строительство площадки завода "Сибкабель".
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/oBORQ2tn7LWZ0Ia.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/XylWoPsaguHfDqh.jpg)
![](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/N1P4xttDrgA1vvt.jpg)
Изображения (1)
![Изображение](https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/previews/2M4gK2d1kyOWF4a.jpg)
Масловский Евгений Александрович (Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий). 1878 - 1937 гг. Расстрелян. Жил в в городе Ливны Орловской губернии; в г. Казани; в Персии; в Пскове; в Кашире, Петербурге, в Туле, на Соловках; в Рязани; в Новосибирской области, в г. Томске. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/62584998