История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).

Имена (3)

Дела (5)

Документы (7)

1. Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942.
Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1940 (42?). В ночь на 13 декабря 1929 года сотрудники ОГПУ привезли в рязанскую тюрьму 76-летнего Степана Дмитриевича Яхонтова, известного историка, педагога, археографа, председателя и редактора трудов Рязанской ученой архивной комиссии.

Степан Дмитриевич Яхонтов родился 19 декабря 1853 года в селе Ухорь Пронского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. Выпускник Скопинского Духовного училища, золотой медалист Рязанской Духовной семинарии, Московской Духовной Академии, магистр. С.Д.Яхонтов преподавал в Екатеринославской и Рязанской Духовных семинариях, до революции читал курсы и лекции в большинстве учебных заведений Рязани. После 1917 года более десяти лет работал в музее и архиве Рязани.

Яхонтов вспоминал покрытые плесенью стены камеры, по которым стекала вода, невообразимую тесноту - между нарами мог пройти только один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой.

О сотрудниках рязанской тюрьмы того времени историк писал: "Это грубые, специфически грубые люди. Нравственных убеждений никаких. Святого ничего". Яхонтов вспоминал о прогулках заключенных в рязанской тюрьме: "Ходили кругом, как лошадей гоняли на корте. Представьте себе круг из 150 человек или около того мерно шагающих. Свободно (а это самое главное) ходить нельзя; от тесноты сталкивались...» "<...> Теперь уже нет личности человека, нет человеческого достоинства. Все низвергнуто! Это было началом издевательства в новом обществе. Я почувствовал, что наступило время, когда личность человека - ничто... " - писал историк Яхонтов в своих тюремных воспоминаниях.

Через несколько месяцев Степана Дмитриевича Яхонтова выпустили из тюрьмы под «домашнее наблюдение» ОГПУ. Но ученому на шесть лет запретили работать в органах Центрального архива. Фактически отлученный от научной работы, Яхонтов успел написать объемные и чрезвычайно интересные мемуары. В 1940 (1942?) году Степан Дмитриевич умер.

* * *

Документы, связанные с Яхонтовым С.Д., хранящиеся в Госархиве Рязанской области (ГАРО), Ф. Р — 2798, 79 ед. хр., 1885—1942 гг., инв. оп.:

Яхонтов, Степан Дмитриевич (1853—1942гг.), председатель Рязанской губернской ученой, комиссии, историк; с 1917г. по 1929г. заведовал Рязанским архивом и одновременно был директором Рязанского краеведческого музея.

Дипломы, почетные грамоты и похвальные листы, выданные С. Д. Яхонтову и его родственникам.

Адрес, преподнесенный Яхонтову сотрудниками Рязанского музея в связи с его 75-летним юбилеем (1 января 1929г.).

Дневники Яхонтова (март 1917г. — март 1918г.).

Рукопись речи на торжественном собрании по поводу 100-летия Отечественной войны 1812г. в Рязанской семинарии.

Рукописи речей, посвященных 50-летию Рязанской Мариинской женской гимназии (19 октября 1916г.) и другим событиям.

Рукописи публичных выступлений о Я. П. Полонском, И. П. Пожалостине, И. Ф. Селиванове, П. А. Некрасове*, о Черепнине.

Рукопись доклада о жизни и деятельности В. О. Ключевского, Н. И. Надеждина (1894г.).

Рукопись работы о Рязанском архиерейском доме — памятнике архитектуры XVII—XIX вв. и опись имущества, находящегося в нем (1927—1941гг.).

Рукописи статей: «Первый князь рязанский — Ярослав Святославович», «500 лет со дня смерти рязанского князя Олега Ивановича», статьи об истории городов: Владимира, Переяславля-Рязанского и других городов Рязанской губернии.

Статья о поездке в город Киев на XI археологический съезд (1899г.).

План исследования Старой Рязани.

Рукописные копийные документы о русско-японской войне (1904—1905гг.).

Рецензия на книгу Самоквасова «Архивное дело в России».

Планы г. Рязани, соборов, церквей и монастырей г. Рязани и губернии, составленные Яхонтовым.

Материалы (планы, доклады, отчеты, черновые наброски, фотографии) об археологических раскопках в Старой Рязани, о работе краеведческого музея и описание его витрин.

Описание древностей, хранящихся в церквах Рязанской губернии.

Конспекты уроков, проведенных в Рязанской женской гимназии по всеобщей истории, по истории педагогики, психологии и методике истории (1904г.).

Черновые наброски по истории сельских церквей и монастырей.

Портрет Н. А. Некрасова, подаренный Яхонтову Пожалостиным с автографом последнего.
ГАРО
ГАРФ
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
Яхонтов Степан Дмитриевич: странички воспоминаний. Синельникова Т. П. / Рязанский богословский вестник [Электрон. ресурс]. URL: http://bogoslov.spassmon.ru/index.php?option=com_content&amp;view=article&amp;id=117&amp;Itemid=206ения: апрель 2012 г.).
3 изображения, электронная копия
Изображение Изображение Изображение
1. Место захоронения казненных большевиками заложников в ночь на 25 сентября 1918 года на территории Старого кладбища города Данков Рязанской губернии
Место захоронения казненных большевиками заложников в ночь на 25 сентября 1918 года на территории Старого кладбища города Данков Рязанской губернии [ныне Липецкой области]. Координаты старого кладбища города Данков: 53°14'29"N 39°7'35"E.

В 2011 году на окраине старого городского кладбища г. Данков Липецкой (бывш. Рязанской губ.) области был установлен Памятный Знак одиннадцати расстрелянным в ночь на 25 сентября 1918 года большевиками заложникам *.

Долгие годы родственница расстрелянной в ту ночь данковской учительницы Любови Безменовой – Тамара Безменова – охраняла это место в поле за Данковским городским кладбищем, огораживала старой кладбищенской оградой, сажала деревья, приносила камни, – чтобы место захоронения заложников не запахали под зерновые.

Из документов Государственного Архива Рязанской области (ГАРО. Ф.Р-49.Оп.1, Д.373, л. 45) известно, что в Данковском уезде Рязанской губернии после покушения на Ленина большевиками было арестовано 250 заложников. Со многими из заложников местные советские функционеры просто сводили личные счеты. В частности, среди 11 расстрелянных большевиками в Данкове заложников была учительница [Любовь Безменова], отказавшаяся стать женой секретаря коммунистической партийной ячейки.

В ночь на 24 сентября 1918 года в Данкове был совершен антисоветский теракт – бомба была брошена в общежитие Данковского уездного Совета.

В 4 часа утра 25 сентября 1918 года чекисты и данковские большевики на окраине городского кладбища расстреляли одиннадцать заложников: Голева Алексея, купца; Окорокова Петра, бывшего исправника; Демидова Ивана, купца; Безменову Любовь, учительницу; Харкевича Михаила, служащего; Бардина Степана, купца; Трунина Виталия, бывшего начальника тюрьмы; Грищенко Никиту, служащего; Соболева Степана, техника; Веселовзорова Ивана, псаломщика церкви; Харламова Александра, правого эсера.

Одновременно были опубликованы списки новых заложников Рязанскоой Губчека, которые были освобождены лишь 12 октября 1918 года.

Памятный Знак и место захоронения казненных заложников, по сообщениям Данковских СМИ, поддерживается в порядке. Учащиеся данковской средней школы N 6 и других учебных заведений, в День памяти жертв политических репрессий 30 октября посещают место захоронения, убирают его территорию.

* * *

Заложник — человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо (родственников заложника, представителей власти или т. п.) совершить определённые действия, выполнить некие обязательства или воздержаться от совершения нежелательных действий ради освобождения заложника, недопущения его убийства или нанесения вреда его здоровью.

Взятие заложников широко применялось советской властью во время Гражданской войны в России и красного террора в 1918—1922 годах. Целый ряд из вовлеченных в гражданскую войну на стороне большевиков (по мнению ряда историков – до 40% от их общего числа) старых дореволюционных военных специалистов было принуждено красными воевать (работать) на их стороне под угрозой расстрела членов их семей, превращенных в заложников. 

Примером взятия заложников государственными органами исполнительной власти является приказ Народного комиссара внутренних дел Г. И. Петровского от 3 сентября 1918 года, опубликованный в Еженедельнике ВЧК: "...Все известные правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должно быть взято значительное количество заложников. При малейших попытках сопротивления должен применяться массовый расстрел." (Еженедельник ВЧК. 1918. N 1. С. 11.).
ГАРО
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
электронная копия
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
2. Крестьянские восстания в Рязанской губернии
Работа Коростелева В.А. "Крестьянские восстания в Рязанской губернии".
"...Комитетам бедноты немедленно взять на учет население сел (деревень) от 18 до 50 лет включительно, установить лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам, представив списки таковых в уездные Совдепы, имущество восставших крестьян, изменников делу рабочих и беднейших крестьян , взять в распоряжение комитета бедноты, принять все зависящие от них меры к поимке участвующих в восстании и доставить таковых в распоряжение уездных военных комиссариатов. Виновных в укрытии лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам, расстреливать на месте, а имущество их конфисковать». (Из приказа командующего вооруженными силами Рязанской губернии о мерах борьбы с восстаниями в губернии).

Читать работу онлайн на Issuu: http://issuu.com/memorial62/docs/vosstaniya-ryaza-gub-pdf
ГАРО
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
электронная копия
Изображение
2. Винные склады Рязани (позднее - Ликеро водочный завод Рязани). Начало XX века. Копия архивного фото.
В 1895-1896 гг в России развернулось строительство государственных винных складов, это было связано с введением водочной госмонополии. В ряде городов, в том числе Рязани, такие предприятия были построены по схожим проектам – т.н. «кирпичного стиля» промышленной архитектуры. На базе этих предприятий предприятий впоследствие стали работать вино-водочные (ликеро-водочные, ЛВЗ) заводы.

Винные склады Рязани (позднее - Ликеро водочный завод Рязани). Начало XX века. Копия архивного фото с проекта:
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения август, 2011 г.).
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
Рязанское историко-просветительское общество Мемориал
электронная копия
Изображение
8. Борисоглебский храм города Рязани
Этот православный храм находится в Рязани по адресу ул. Трубежная, 9 (между территориями воздушно-десантного училища и Приборного завода). Координаты: 54 гр. 633983, 39 гр. 73344 . Историки относят построение храма к 1152 году. Существующее ныне здание храма построено в 1686 – 1687 гг. зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым.

В 1922 году советскими властями были изъяты из храма серебряные кресты, вызолоченные и серебряные ризы с каменьями, лампады, кадила, потиры, ризы. В 1925 году власти запретили проведение в Рязани Крестных ходов. В 1929 году Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) по желанию граждан и по приглашению Приходского совета перенес в него свое постоянное служение.

В 1929 году в ходе обыска было изъято большое количество церковной утвари - наиболее ценное (серебряные оклады, кресты и т.д.) так и "исчезло бесследно" и не было возвращено храму.

4 ноября 1929 года здание храма было изъято советскими властями "под ссыпку зерна". Прихожане развернули петиционную кампанию за возвращение здания церкви. Храм был вновь открыт в июле 1930-го.

25 июля 1930 года Рязанский окружной отдел ОГПУ писал: "С целью приковать дух молящихся к церкви, укрепить авторитет её и заполучить гарантию и поддержку на случай «нападок на церковь», духовенство добивалось открытия церкви Бориса и Глеба, являющейся для них опорным пунктом... Духовенство, устраивая молебны «святому» Василию Рязанскому, сосредотачивает внимание верующих вокруг «святыни» и подготавливается к более твёрдому противодействию проникновения в массы безбожия, а тем самым укрепляет ряды антисоветского фронта."

27 августа 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома, что "Борисоглебский собор принадлежит обновленческой ориентации".

9 октября 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома "о закрытии Борисоглебского храма в связи с отказом верующих от таковой".

Борисоглебский храм был открыт лишь спустя 11 лет - 8 июня 1946 года Советом Министров СССР. С 1946-го по 2002 год собор имел статус кафедрального.

Храмы Рязани. Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
ГАРО
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» [Электрон. ресурс]. URL: http://prokudin-gorskiy.ru (дата обращения апрель, 2012 г.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
Храмы России [Электрон. ресурс]. URL: http://www.temples.ru (дата обращения апрель, 2012 г.).
электронная копия
Изображение Изображение Изображение
14. Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1942.
Яхонтов Степан Дмитриевич . 1853—1940 (42?). В ночь на 13 декабря 1929 года сотрудники ОГПУ привезли в рязанскую тюрьму 76-летнего Степана Дмитриевича Яхонтова, известного историка, педагога, археографа, председателя и редактора трудов Рязанской ученой архивной комиссии. Выпускник Скопинского Духовного училища, золотой медалист Рязанской Духовной семинарии, Московской Духовной Академии, магистр. С.Д.Яхонтов преподавал в Екатеринославской и Рязанской Духовных семинариях, до революции читал курсы и лекции в большинстве учебных заведений Рязани. После 1917 года более десяти лет работал в музее и архиве Рязани. Яхонтов вспоминал покрытые плесенью стены камеры, по которым стекала вода, невообразимую тесноту - между нарами мог пройти только один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой. О сотрудниках рязанской тюрьмы того времени историк писал: "Это грубые, специфически грубые люди. Нравственных убеждений никаких. Святого ничего". Яхонтов вспоминал о прогулках заключенных в рязанской тюрьме: "Ходили кругом, как лошадей гоняли на корте. Представьте себе круг из 150 человек или около того мерно шагающих. Свободно (а это самое главное) ходить нельзя; от тесноты сталкивались...» "<...> Теперь уже нет личности человека, нет человеческого достоинства. Все низвергнуто! Это было началом издевательства в новом обществе. Я почувствовал, что наступило время, когда личность человека - ничто... " - писал историк Яхонтов в своих тюремных воспоминаниях.
Через несколько месяцев Степана Дмитриевича Яхонтова выпустили из тюрьмы под «домашнее наблюдение» ОГПУ. Но ученому на шесть лет запретили работать в органах Центрального архива. Фактически отлученный от научной работы, Яхонтов успел написать объемные и чрезвычайно интересные мемуары. В 1942 году Степан Дмитриевич умер.
Подробнее см. в отдельном деле нашей Архивной коллекции: Ф. 7. Оп. 2. Д. 5.
ГАРО
ГАРФ
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
электронная копия
Изображение Изображение
43. Борисоглебский храм города Рязани
Этот православный храм находится в Рязани по адресу ул. Трубежная, 9 (между территориями воздушно-десантного училища и Приборного завода). Координаты: 54 гр. 633983, 39 гр. 73344 . Историки относят построение храма к 1152 году. Существующее ныне здание храма построено в 1686 – 1687 гг. зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым.

В 1922 году советскими властями были изъяты из храма серебряные кресты, вызолоченные и серебряные ризы с каменьями, лампады, кадила, потиры, ризы. В 1925 году власти запретили проведение в Рязани Крестных ходов. В 1929 году Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) по желанию граждан и по приглашению Приходского совета перенес в него свое постоянное служение.

В 1929 году в ходе обыска было изъято большое количество церковной утвари - наиболее ценное (серебряные оклады, кресты и т.д.) так и "исчезло бесследно" и не было возвращено храму.

4 ноября 1929 года здание храма было изъято советскими властями "под ссыпку зерна". Прихожане развернули петиционную кампанию за возвращение здания церкви. Храм был вновь открыт в июле 1930-го.

25 июля 1930 года Рязанский окружной отдел ОГПУ писал: "С целью приковать дух молящихся к церкви, укрепить авторитет её и заполучить гарантию и поддержку на случай «нападок на церковь», духовенство добивалось открытия церкви Бориса и Глеба, являющейся для них опорным пунктом... Духовенство, устраивая молебны «святому» Василию Рязанскому, сосредотачивает внимание верующих вокруг «святыни» и подготавливается к более твёрдому противодействию проникновения в массы безбожия, а тем самым укрепляет ряды антисоветского фронта."

27 августа 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома, что "Борисоглебский собор принадлежит обновленческой ориентации".

9 октября 1935 года вышло постановление президиума Рязанского горисполкома "о закрытии Борисоглебского храма в связи с отказом верующих от таковой".

Борисоглебский храм был открыт лишь спустя 11 лет - 8 июня 1946 года Советом Министров СССР. С 1946-го по 2002 год собор имел статус кафедрального.

Храмы Рязани. Улицы Рязани. Рязань достопримечательности. Рязань фото. История Рязани. Рязанцы.
ГАРО
История, культура и традиции Рязанского края [Электрон. ресурс]. URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения 2009 – 2021 гг.).
Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» [Электрон. ресурс]. URL: http://prokudin-gorskiy.ru (дата обращения апрель, 2012 г.).
1. РЯЗАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
Храмы России [Электрон. ресурс]. URL: http://www.temples.ru (дата обращения апрель, 2012 г.).
электронная копия
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение