Редин Анатолий Сергеевич

Годы жизни: 1931-1988
Биографические сведения:
Родился 29 января 1931 года в семье христиан-баптистов. Священнослужитель Евангельской Церкви христиан-баптистов. Рязанская община ЕХБ. Политзаключенный советской эпохи. Детство и юность прошли в селе Канищево под Рязанью. Работал на заводе токарем по дереву. Занимался миссионерской деятельностью в поездках по Рязанской области. Когда начались преследования членов не подконтрольных советским властям религиозных общин, Рединым стали угрожать, что отберут у них детей, запрещали брать детей на богослужения. На завод сообщили о его активной религиозной деятельности, в результате он вынужден был уволиться. На другие рязанские предприятия, после "сигналов" от КГБ, его не брали. Редин вынужден был устроиться учеником проводника на поездах дальнего следования. Однако через два месяца пришлось уйти и с железной дороги.
  Спустя некоторое время в церкви его избрали на пасторское служение. но быть священнослужителем, освобожденным от гражданской работы, не разрешалось, т.к. церковь была не зарегистрирована и поэтому работа только в ней считалась тунеядством. Пришлось наняться пасти сельское стадо. Пасли по очереди, всей семьей. Единоверцы вспоминают, что против Редина власти настроили соседей и даже некоторых родственников. Членов его семьи называли мракобесами, окна мазали краской, на воротах рисовали карикатуры и писали: «ПОП».
 В церкви он сначала пел в хоре. Позднее стал проповедовать с кафедры. Занимался помощью семьям многодетных единоверцев.
  В 1961 году усилились притеснения верующих, и молитвенный дом в поселке Дягилево на окраине Рязани закрыли. Верующие вынуждены были собираться по своим домам. В Канищево было четыре таких дома, в их числе и дом Рединых. Но власти стали разгонять и домашние религиозные собрания. Участников собраний вызывали на административную комиссию, штрафовали на 50 рублей (для того времени это была большая сумма). Некоторым верующим стало трудно приглашать членов общины на молитвенные собрания к себе домой. Тогда Редины стали все чаще проводить собрания в своем доме. Однако милиция зачастила к ним. Верующие стали собираться в лесопосадках, рощах. Однако вскоре и эти места вынужденных тайных богослужений были обнаружены.
  В 1974 году Редина рукоположили на пасторское служение. Все чаще его стали приглашать в церкви ЕХБ в другие города. К тому времени в семье Рединых было уже восемь детей. Редин стал известен своими молитвами за больных. Слух о том, что в рязанской церкви совершается такое служение, стал быстро распространяться. Люди ехали сюда со всех концов Советского Союза.
  В конце 1970-х годов по всему Советскому Союзу прокатилась волна арестов служителей церкви евангельских христиан-баптистов и всех, кто организованно занимался независимым христианским воспитанием детей. В Рязани завели уголовное дело на Анатолия Сергеевича Редина, второго пресвитера Александра Валентиновича Никиткова, регента Николая Филипповича Попова. Нелегальный Бюллетень советских правозащитников "Хроника текущих событий" в выпуск 53 от 1 августа 1979 года писал: "Возбуждено уголовное дело против А.С.РЕДИНА. Он обвиняется в распространении заведомо ложных измышлений, нарушении законодательства о религиозных культах, тунеядстве (общий трудовой стаж РЕДИНА - 31 год)".
  Подпольный "Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ" в NN 67-70 сообщал: "До 1977 года пресвитером Рязанской общины ЕХБ был Анатолий Сергеевич РЕДИН. В 1977 году он был избран благовестником Совета Церквей. В 1979 году против РЕДИНА выдвинули уголовное обвинение . Его дело было выделено из дела НИКИТКОВА и ПОПОВА в отдельное производство в связи с тем, что он "скрывался от следствия". 16 августа 1979 года в Рязани состоялся судебный процесс над сыном пресвитера С.А.РЕДИНЫМ. Он обвинялся по ч.2 ст.199 УК РСФСР за "самовольное строительство жилого здания". Дом был конфискован, а РЕДИН приговорен к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 15% зарплаты. РЕДИН с 2 детьми (3 года и 11 месяцев), беременной женой и 90-летней бабушкой оказались без жилья. Члены общины в заявлении в высшие инстанции требуют вернуть РЕДИНЫМ конфискованный дом или предоставить им жилплощадь".
  В Совете церквей ЕХБ, узнав о возбуждении дела, просили Редина временно уехать из дома. По мнению членов общины ЕХБ, к ним был внедрен ряд агентов. Обстановка вокруг общины накалялась. Редина уговорили его перейти на нелегальное положение. Он много перемещался по стране, пользуясь поддержкой единоверцев. Вскоре на него был объявлен всесоюзный розыск.
    Когда в Рязани судили членов общины ЕХБ А.В. Никиткова и Н.Ф. Попова, Редин, по свидетельству очевидцев, приехал в Рязань и даже присутствовал в зале суда [вероятно, изменив внешность]. Несколько раз в доме Рединых в Рязани внезапно проводились обыски. За домом Рединых была установлена постоянная слежка.
  В местной партийной прессе публиковались клеветнические статьи, "изобличающие" А.С.Редина и общину евангельских христиан-баптистов. Одна из них называлась “Чудотворец на окладе”. В ней говорилось, что он мошенник, не имеет медицинского образования, молитвами лечит больных и получает за это деньги. Печатались статьи об осужденных узниках совести, членах рязанской общины ЕХБ Никиткове и Попове, и в каждой из них в негативном контексте вспоминали о Редине и его семью.
  Анатолия Сергеевича Редина арестовали в Москве 15 апреля 1981 года. Он был этапирован в следственный изолятор в Рязани. Первоначально А.С. Редина обвиняли в тунеядстве и распространении нелегальной литературы. По этим статьям предусматривался срок до 3-х лет. Этого показалось мало, и дело отправили на доследование. После этого добавилась еще одна формулировка обвинения: "посягательство на права и свободы граждан под видом исполнения религиозного обряда". Его обвиняли также в клевете на существующий строй.
   Редин был осужден по ст. 190-1, 142, 227, 209 к 5 годам лишения свободы. После вынесения приговора его этапировали в Ряжскую пересыльную тюрьму в Рязанской области, в которой он пробыл несколько месяцев. Затем — этап в Куйбышевскую тюрьму. Затем был пяти суточный этап до Иркутской тюрьмы. Из Иркутска — в Хабаровск, затем в Магадан. На этапе из Магадана в Сусуман он встретился с осужденным единоверцем Дмитрием Васильевичем Миняковым.
В сусуманской колонии Редина, не смотря на плохое состояние здоровья, отправили работать на пилораму. Затем была тюремная больница. Несколько раз жене и детям Редина, с большим трудом добиравшихся до колымского лагеря на свидания, отказывали во встрече с осужденным без объяснения причин.
  За месяц до освобождения Редина вновь отправляют на этап. В конце-концов он оказался в рязанской следственной тюрьме. Семья о нем ничего не знала. Дошел слух, что он уже в Рязани, но проверенной информации об этом не было. Жена решила отнести в тюрьму передачу. Передачу приняли, – значит, он здесь. Теперь все мучились вопросом: выпустят или продлят срок? 15 апреля 1986 года, с утра у тюрьмы собрались родные и друзья. После томительных часов ожидания Анатолий Редин был всё-таки освобожден.
  В ближайшее воскресение на встречу с освобожденным собрались члены общины, приехали гости из других городов. И тут нагрянула милиция: "Редин, тебе мало, ты опять собираешь людей вокруг себя?". Задержали "для проверки" ряд молодых молодых христиан. Тогда единоверцы собрались у отделения милиции на улице Дзержинского с требованием освободить незаконно задержанных. Несколько часов они пели христианские гимны, отказываясь разойтись. В конце-концов задержанных освободили.
  Редин сумел устроился работать на завод, но вскоре был уволен. Активно занимался миссионерской деятельностью, ездил к единоверцам в разные регионы. В 1987 году он посетил Брест и Ригу, в октябре 1988-го Киев и Кишинев.
  8 октября 1988 года 57-летний Анатолий Редин попал в автокатастрофу в городе Тирасполе (водитель грузовика не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения). Врачи не смогли спасти Анатолия Редина.
  На похороны Анатолия Сергеевича Редина в Рязани собрались сотни людей, проводить его приехало множество единоверцев со всего Советского Союза. Сыновья Анатолия Сергеевича Редина продолжили отцовское дело: Александр Анатольевич Редин стал пастором церкви ЕХБ "Благодать"(умер в ноябре 2014 года), Андрей Анатольевич Редин стал дьяконом церкви ЕХБ "Надежда".

Сведения:
1. Рязанский Мартиролог
Памяти А.С. Редина. Благодать. Рязанская Церковь ЕХБ. [Электрон. ресурс]. URL: http://blagodat-rzn.ru/category/a-s-redin/ (дата обращения 2019 г.).
Жертвы политического террора в СССР. Интернет-база. // Общество Мемориал [Электрон. ресурс]. URL: http://base.memo.ru/ (дата обращения 2009 – 2024 гг.).
Хроника текущих событий. Международное общество Мемориал [Электрон. ресурс]. URL: http://www.memo.ru/history/diss/chr/index.htm (дата обращения: 2012-2019 гг.).

Изображения (3)

Изображение

Редин Анатолий Сергеевич. 1931 - 1988. Священнослужитель Евангельской Церкви христиан-баптистов. Рязанская община ЕХБ. Политзаключенный советской эпохи. Фото из "Списка советских политзаключенных", 1984 г." Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/454625255


Изображение
Слева в нижнем ряду Попов Николай Филиппович (1927 - 2007), член церковного Совета, регент рязанской общины евангельских христиан баптистов, политзаключенный советской эпохи, в 1990-е – председатель Рязанской Ассоциации жертв политических репрессий. Справа в нижнем ряду Редин Анатолий Сергеевич (1931 - 1988), священнослужитель Евангельской Церкви христиан-баптистов. Рязанская община ЕХБ. Политзаключенный советской эпохи. Третий слева в верхнем ряду Попов Сергей Николаевич , сын Попова Н.Ф., ныне служитель поместной общины евангельских христиан в Рязани, председатель регионального отделения Ассоциации жертв политических репрессий.
В верхнем ряду стоят слева направо: Илья Александрович Никитков , ныне пресвитер Рязанской церкви МСЦ ЕХБ (Бывшее гонимое братство СЦ ЕХБ); Крылов Андрей Александрович - ныне старший пресвитер "Централизованной религиозной организации Объединение Церквей евангельских христиан-баптистов Рязанской области"; Попов Сергей Николаевич ; Редин Александр Анатольевич , был пресвитером Рязанской церкви ЕХБ на Бутырках; Редин Анатолий Анатольевич , ныне пресвитер Рязанской церкви ЕХБ на Бутырках; по центру – Никитков Николай Александрович , ныне регент церкви Рязанской церкви МСЦ ЕХБ (Бывшее гонимое братство СЦ ЕХБ).
Изображение
На фото справа Редин Анатолий Сергеевич. 1931 - 1988. Священнослужитель Евангельской Церкви христиан-баптистов. Рязанская община ЕХБ. Политзаключенный советской эпохи. Слева на снимке Ельчанинов, служитель церкви ЕХБ г. Михайловки, Волгоградской области.
СМ. ПОДРОБНЕЕ: Редин Анатолий Сергеевич.

Документы (1)

Фонд 8 / Опись 10 / Дело 2
69. О преследованиях верующих евангельских христиан-баптистов в Рязанской области. 1979
25 августа 1979 года известная правозащитная организация Московская Хельсинкская Группа посвятила преследованиям рязанских верующих ЕХБ специальный документ (Документ № 99 "О преследованиях верующих евангельских христиан-баптистов в Рязанской области").
"Документ № 99. 20 июля 1979 г. Рязанским областным судом осуждены пресвитер Рязанской общины ЕХБ Никитков Александр Валентинович и член церковного совета, регент хора и оркестра той же общины Попов Николай Филиппович.

Признав их виновными в "изготовлении и распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй", суд приговорил по ст. 190.1 УК РСФСР Попова к 3 годам лишения свободы в лагерях строгого режима, Никиткова к 3 годам лишения свободы условно с направлением на принудительные работы на стройках народного хозяйства.

Суд проходил в ставших уже обычными условиях рассмотрения политических дел в СССР. Отсутствие полной гласности, вынужденный отказ подсудимых от участия в процессе защитников, отклонение судом всех ходатайств подсудимых (в том числе ходатайства о вызове свидетелей защиты).

Мы не имеем в своем распоряжении текста приговора суда, однако из обвинительного заключения, которое продублировано в основном в приговоре, видно, что Никиткову и Попову не поставлено в вину ни одного конкретного факта клеветы. Их обвинение построено на общих фразах о составлении и распространении в документах (подписанных ими и другими членами общины), в проповедях и молитвах, а также в письмах и заявлениях, направленных в официальные органы власти, "заведомо ложных сведений" о том, что в СССР нет свободы совести и имеют место преследования за религиозные убеждения.

Оценочные суждения подсудимых и их единоверцев априори и бездоказательно объявлялись клеветническими. Все попытки подсудимых добиться конкретизации обвинения судом пресекались и отвергались. Ни один из вменяемых подсудимым документов в суде не оглашался, ни один факт не проверялся.

Характерно, что в преамбуле обвинительного заключения содержатся рассуждения о "расколе" среди евангельских христиан-баптистов и даже о "борьбе за власть" в среде верующих евангельско-баптистского вероисповедания. Совершенно очевидно, что в стране, где декларированы свобода религиозных убеждений и отделение церкви от государства, вопросы о разногласиях религиозных течений не должны иметь никакого отношения к уголовному праву.

Суд над Никитковым и Поповым — очередное звено в цепи преследований, которым подвергается Рязанская община ЕХБ на протяжении ряда лет.

Еще в 1961 г. был закрыт молитвенный дом в поселке Дяголово, и в течение 18-ти лет верующие не могут добиться открытия молитвенного дома и вынуждены собираться для молитв и обсуждения религиозных вопросов по домам единоверцев. Молитвенные собрания зачастую разгоняются милицией. Такие факты, например, имели место в мае 1978 г., когда работниками милиции был учинен форменный погром в доме Савиных, где для мирной религиозной беседы собралась молодежь из общины ЕХБ. Все присутствовавшие на этом собрании были насильственно отвезены в райотдел милиции, где их переписали и сфотографировали. Хозяин дома Савин и руководивший молитвенным собранием Попов были подвергнуты штрафу.

Такой же случай имел место в январе 1979 г., когда работники милиции разогнали членов общины, собравшихся в доме Кудряшевых.

Разгоняя собрания верующих общины ЕХБ, милиция мотивирует свои действия тем, что собрания "незаконные", т.к. община не зарегистрирована. Не говоря уже о том, что для того, чтобы собраться в частном доме для молитвы или беседы, по закону никакой регистрации или разрешения не требуется, примечателен тот факт, что Рязанской общине ЕХБ с 1961 года отказывают в регистрации общины, хотя община неоднократно обращалась в местные органы власти с просьбами о регистрации.

В 1966 г. состоялся первый в Рязани судебный процесс над членами общины ЕХБ. Тогда были осуждены пресвитер общины Быков А.В., дьякон Кудряшев Г.Н. и члены церковного совета Попов Н.Ф. и Голев С.Т.

Все они отбыли назначенные им сроки заключения.

В 1967 году был осужден на 6 лет строгого режима член общины Сафонов. Суд был закрытый — не пустили даже жену подсудимого.

В 1969 году были вторично осуждены члены общины Голев, Кудряшев и Быков. С ними вместе была осуждена на два года лишения свободы член общины Белая Л.И.

Кудряшев в 1972 году умер в лагере за месяц до окончания срока наказания.

Все эти члены общины были осуждены по стереотипному обвинению в нарушении законодательства о религиозных культах.

По подсчетам членов общины, за последние годы общий срок заключения, отбытый членами Рязанской общины ЕХБ. составляет 27,5 лет.

В письме от 29 августа 1979 г., подписанном 77-ю членами общины и адресованном всем верующим в СССР и всем христианам мира, утверждается, что все осужденные являются узниками совести, т.к. кроме исповедания и проповедования своей веры они никаких крамольных действий не совершали.

Местная печать в ряде статей, опубликованных в областных газетах, в ложном свете представляет верующих, обвиняя служителей ЕХБ в нелояльности к социалистическому строю, в тунеядстве и т.д. Особенным преследованиям как в печати, так и другими методами подвергается пресвитер общины А. С. Редин. Ему угрожают отобранием недавно законно построенного дома. Еще в ноябре 1978 г. 11 представителей милиции произвели незаконный обыск двора и построек Редина.

На суде над Поповым и Никитковым выяснилось, что против Редина возбуждено уголовное дело.

Обращая внимание глав правительств стран, подписавших Хельсинкское соглашение, и мировой общественности на факты преследования верующих в нашей стране, мы призываем всех людей доброй воли поднять свой голос в защиту прав людей, которые хотят исповедовать и проповедовать свою религию, пользуясь естественным правом свободы совести.

Члены Московской группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР:

Елена Боннэр, Софья Каллистратова, Мальва Ланда, Наум Мейман, Виктор Некипелов, Татьяна Осипова, Юрий Ярым-Агаев

25 августа 1979 г.
------------------------------------

СМ. также : Обвинительное заключение по делу Никиткова Александра Валентиновича и Попова Николай Филипповича. 1979. "Права человека в России". [Электрон. ресурс]. URL: https://hro.org/node/26944 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: О преследованиях верующих евангельских христиан-баптистов в Рязанской области. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442408793 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Открытое письмо 77 верующих Церкви ЕХБ из Рязани. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442479811 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Никитков Александр Валентинович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442396542 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Редин Анатолий Сергеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/454625255 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Попов Сергей Николаевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/436758988 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Попов Илья Никитович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62587400 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Попов Николай Филиппович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/456371382 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Цыплаков Тимофей Алексеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62591486 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Чудаков Ион Семенович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/449171946 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Евангелическо-лютеранский храм Святой Марии. Рязань. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/77234251 (дата обращения 2019 г.).

.
.