2. Рязанский Домзак (Дом заключения).
Домзак – Дом заключения. Рязань. Улица Конюшенная, нынешняя улица. Каширина, дом 6. "Дом заключения (домзак) - один из основных видов мест лишения свободы на территории страны в 1925-29 гг. Создавались, как правило, на основе арестных домов. В д.з. содержались подследственные заключенные; осужденные на срок не более 6 мес.; приговоренные к лишению свободы, приговор которых не вступил в законную силу. Режим в д.з. не отличался от режима переходных исправительно-трудовых домов. После реорганизации мест лишения свободы в 1929-30 гг. д.з. вошли в единую сеть мест заключения наряду с иправительно-трудовыми лагерями и исправительными колониями. В соответствии с этой реорганизацией появились д.з. двух видов:
1. Для осужденных. Содержались срочные осужденные, которые по тем или иным причинам не могли быть отправлены в лагеря или колонии.
2. Для следственных и пересыльных заключенных. Содержались лица под следствием или сужденные, приговор которых не вступил в законную силу. Кроме того, сюда временно помещались лица, переводившиеся из одного места заключения в другое. В 1933 г. д.з. переименованы в тюрьмы."
СМ. В ЛИСТАХ ДЕЛА ( внизу страницы )
Имена (5)
Авилов Яков Павлович
Состав семьи на момент ареста Авилова Я.П.: отец Авилов Петр Максимович, мать Мария Петровна, жена Пелагея Федоровна, сын Петр 15 лет, Дочь Мария 11 лет, сын Алексей 4 года, сын Иван 2 года, брат Иван Павлович, брат Петр Павлович.
С 31 мая 1935 года содержался в Рязанском Доме заключения (Домзаке). Стал фигурантом группового дела Рязанского оперативного сектора полномочного представительства ОГПУ Московской области за N 1132/71 "по обвинению группы кулаков и церковников Милославского района в составе 21 человека в антисоветской агитации и работе по срыву всех мероприятий советской власти". Следователи Рязанского оперсектора ОГПУ утверждали, что "кулачество проводило нелегальные собрание, где обсуждало организационные вопросы, как лучше препятствовать проведению мероприятий Советской власти. Они свою работу вели в строгом контакте с теми установками, которые получали от приезжавших для руководства этой организацией священников из города Данков".
По Рязанскому групповому делу N 1132/71 были обвинены: Власов Кирилл Степанович 1887 г.р.; Ерзиков Александр Прокофьевич (Петрович); Денисов Иван Игнатьевич 1877 г.р.; Власов Федор Игнатьевич 1876 г.р.; Бакланов Яков Кириллович 1879 г.р.; Стрекалова Лидия Ивановна 1880 г.р. (монашествующая); Карманов Харлампий Николаевич 1886 г.р.; Фетисов Петр Николаевич 1879 г.р. (церковный староста); Гурин Егор Васильевич 1887 г.р.; Бакланов Михаил Николаевич 1892 г.р.; Кулешов Николай Николаевич 1901 г.р.; Дмитриев Павел Тимофеевич 1888 г.р. (церковный староста); Лактионов Ефим Андреевич 1870 г.р.; Богачев Степан Михайлович 1889 г.р.; Залипаев Владимир Иванович 1895 г.р.; Бакланов Иван Андреевич 1894 г.р.; Бакланов Михаил Иванович 1906 г.р.; Авилов Яков Павлович 1892 г.р.; Карманов Александр Дмитриевич 1906 г.р.; Люлина Федосья Ивановна; Макарова Мария Павловна 1869 г.р. (монашествующая).
О массовых арестах 1931 года более подробно см. материал "О массовых арестах монашествующих и прихожан на рязанских землях...":
http://stopgulag.org/object/470207183?lc=ru
Председатель сельсовета Тихомиров характеризовал для ОГПУ село Архангельское Милославского района как "контрреволюционное гнездо, <...> где кулачество совместно с церковниками работали по срыву кампаний и мероприятий советской власти". Заместитель секретаря Милославского РК ВКП(б) Савенков и председатель Милославского Райисполкома Аксенов так характеризовали для ОГПУ в 1931 году ситуацию: "<...> Все окружающее население из 4-х сельсоветов остаются поныне особенно религиозными <...> идут на поводу антисоветского элемента".
Постановлением Тройки при ПП ОГПУ по Московской области от 10 июня 1931 года Авилов Я.П. осужден к 3 годам лишения свободы в исправтрудлагере.
Реабилитирован Рязоблпрокуратурой по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 г. Арх. дело №11350 в УФСБ по Рязанской области.
Вагнер Георгий Карлович
Родился 6 (19) октября 1908 года в г. Спасск Рязанской губернии. Выдающийся советский и российский учёный, философ, историк искусства, доктор искусствоведения и почётный гражданин города Рязани. Известный исследователь древнерусского искусства Новгорода, Суздаля, Пскова, Костромы, Владимира, Рязани. В 1926 году семья переехала в Рязань, где Георгий Вагнер поступил в художественный техникум, по окончании которого в 1930 году был оставлен преподавателем. С 1933 года работал в Рязанском областном краеведческом музее. В 1937 году был арестован и провёл десять лет в магаданских лагерях, работал на золотых приисках Колымы. Срок отбывал на Колыме (прииски Мальдяк и им. Водопьянова). В мае 1938 г. арестован в лагере как участник заговора против советской власти на Колыме. Отправлен на штрафную командировку в Нижний Хаттыннах. Освобожден в 1942 г. с запретом выезда с Колымы до окончания войны. В 1946 году вернулся в Рязань. 04.01.1949 (по др. данным 19.01.1949) арестован как прежде судимый. Приговорен ОСО при НКВД 13.04.1949 к высылке в Красноярский край без указания срока. Отбывал в пос. Бельск Красноярского края, работал чертежником в геолого-разведочной партии. Освобожден в 1954 году. Реабилитирован Президиумом Рязанского областного суда 26.10.1956 года и прокуратурой Красноярского края 22.04.2004 года. После реабилитации поступил на работу в Институт археологии РАН на должность старшего лаборанта. В 1968 году представил к защите кандидатскую диссертацию, но ему в особом порядке (вследствие исключительной значимости научных трудов) была присуждена степень доктора искусствоведения. В 1980 году награждён золотой медалью Академии художеств СССР. В 1983 году получил Государственную премию СССР. Автор известных мемуаров. Почётный гражданин г. Рязани (1992). Рязанское Художественное училище (РХУ) носит теперь имя Георгия Карловича Вагнера (2008). Имя Вагнера присвоено также Спасскому историко-археологическому музею, Рязанская область. Умер в 1995 году в г. Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
* * *
Вагнер о рязанской тюрьме 1937 года: «<...> Во двор НКВД въехал «черный ворон», в кузове которого были устроены такие кабины, в которых можно было только стоять. Нас стали грубо заталкивать в них, и вскоре мы выгрузились во дворе Рязанской тюрьмы. Это четырехугольное здание с круглыми башнями по углам стоит около моста через железную дорогу, недалеко от Московского1 вокзала. Оно было построено в 20-х годах XIX века в стиле «ампир», и я хорошо знал его внешне, занимаясь изучением архитектуры Рязани. Теперь мне предстояло изучить его изнутри <...> В тюрьме меня поместили в угловую башню, которая выходила к железнодорожной насыпи. Камера (на третьем этаже) состояла из трех коек. Одну из них занимал пожилой мужчина, слесарь или железнодорожник из соседнего села Канищева. Его посадили как бывшего эсера. Второй был колхозник, сорвавший со стены и порвавший портрет Ленина. Потом его сменил молодой красноармеец, посаженный за то, что «нехорошо отозвался на смерть Дзержинского». В камере между коек можно было делать пять-шесть шагов взад-вперед <...> Иногда приходила комиссия по проверке содержания, а нет ли у кого каких-либо жалоб. На что я мог тогда пожаловаться? На слишком широкое толкование следователем понятия «контрреволюционное»? Это было бы смешно. Тогда жалоба на недостачу хлеба уже считалась контрреволюционной <...>
* * *
Читать книгу воспоминаний Георгия Вагнера
* * *
Пряхин Иван Трофимович (Филарет Пронский)
Родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии. В 17-летнем возрасте поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронск, Рязанская губерния. 21 апреля 1913 года в Спасо-Преображенском мужском монастыре Пронского уезда Рязанской губернии он принял монашеский постриг с именем Филарет. 18 августа 1913 года рукоположен во иеродиакона. 16 ноября 1914 года рукоположен во иеромонаха. После закрытия советскими властями пустыни в 1919 году стал служить в Покровском храме села Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии (сейчас - Шиловский район Рязанской области). Покровская церковь привлекла значительное число монашествующих из закрытых советскими властями монастырей - Иоанно-Богословского, Крестовоздвиженского, Пронского Спасского, Вышенского, Сушкинского, Бавыкинского. В 1926 году был возведен в сан игумена архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским Евгением Александровичем, будущим политзаключенным, расстрелянным НКВД в 1937 году в заключении).
В 1930 году Рязанский ОГПУ сообщал в Москву: "В с. Срезнево по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев - всего около 8 тысяч человек. Такое большое скопление народа объясняется тем, что в с. Срезнево служит в качестве священника некто Филарет, который пользуется особенным авторитетом, слывет за "святого", широко практикует дачу советов по различным вопросам и болезням, почему к нему имеется широкое паломничество, даже крестьян из соседних Козловского и Тамбовского округов. 11 июня 1930 г. на празднике находилось до 20 попов и 200 человек монашествующего элемента. Служба проходила в течении трех суток. В обычное, не праздничное время в доме Филарета всегда имеются временно проживающие, прибывшие из разных районов монахи и монашки".
31 мая 1931 года о. Филарет за активную проповедническую и религиозную деятельность был арестован вместе с 38 игуменами и монахами [в этот день 31 мая 1931-го в целом ряде районов рязанского округа прошли массовые аресты монахинь, священников, активистов религиозных общин]. [Архив УФСБ по Рязанской области. Архивно-следственное дело № 10913.] Из показаний игумена Филарета на следствии: "Каждого монаха и монахиню, которые приходили помолиться в Покровскую церковь, я предупреждал о том, что возможен арест, что нужно к нему подготовиться. Сам я к нему был готов с прошлого [1930] года, мешочек с бельем у меня всегда висел на стене".
Следователи требовали показаний против священнослужителей и, в первую очередь, против владыки Иувеналия (Масловского), но он на это отвечал: "Народ против власти не настраивал, но сам постоянно молил Бога о даровании победы над супостатами и врагом считал каждого, кто идет против веры".
Содержался в Шиловском Домзаке, Рязанском Домзаке, Бутырской тюрьме в Москве.Был осужден по групповому "Делу игумена Филарета (Пряхина) и др. о нелегальном монастыре в с.Срезнево. Рязанская обл., 1931 г." Обвинялся в "организации контрреволюционной церковно-монархической группировки из монашествующих лиц на территории Рязанского, Шиловского и др. районов, в организации нелегального монастыря, ведение антисоветской пропаганды, начиная с 1920 года". Приговорен Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской области по ст.58-10 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Позднее на Коллегии ОГПУ 12 ноября 1931 года срок ему был снижен до 5 лет лишения свободы.
До весны 1936 года отбывал срок в Белбалтлаге. По окончании срока весной 1936 года вернулся в Рязанскую область. Игумен Филарет встретился в Рязани с архиепископом Иувеналием (Масловским), который посоветовал ему для того, чтобы избежать скорого ареста вновь, уехать в Тверь (Калинин), где его никто не знал. По прибытии в Тверь о. Филарет познакомился со священником о. Иоанном Ерошкиным, служившим в единоверческой церкви. О. Иоанн помог ему найти жилье. Дальняя родственница о. Филарета, проживавшая в пос. Клязьма под Москвой, помогала ему материально. В Твери о. Филарет прожил два года, а потом перебрался в село Трубино (Тверская (Калининская) область, Медновский район, с.Трубино).В марте 1938 года о. Филарету было предложено место священника в с. Конаково (Тверская (Калининская) о., пос.Конаково ), куда он и отправился. По прибытии в село о. Филарет вместе со старостой храма отправился в райисполком, чтобы зарегистрироваться, как того требовало советское законодательство. В райисполкоме регистрацию дать отказались и отправили их для решения этого вопроса в местное отделение НКВД, где в регистрации также было отказано. о. Филарет отправился в Тверь.
28 августа 1939 года власти получили санкции на арест о. Филарета, а также епископа Калининского Палладия (Шерстенникова), двух священников, диакона и сторожа церкви вместе с женой. В этот же день игумена Филарета арестовали.Игумен Филарет подвергся в НКВД 24 мучительным допросам. От него требовали показаний на епископа Палладия (Шерстенникова), архиепископа Иувеналия (Масловского), протоиерея Леонида Флоренского, на духовника Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), поселившегося после ссылки в 1933 году в с. Владычня Тверской обл. и на других священнослужителей. Показания на них он дать отказался. Виновным в антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной "церковно-монархической группировке" себя не признал. В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме Москвы.
4 марта 1940 года Тройков при УНКВД СССР по Калининской области приговорен к 3 годам лишения свободы. Был этапирован в Новосибирскую область, г. Мариинск, Мариинский ИТЛ, пересыльный пункт ИТЛ. Содержался в Новосибирской области, с. Верхние Чебулы, Мариинский ИТЛ, Ново-Ивановское отделение. 9 марта 1942 года умер в лагере от воспаления легких, порока сердца и кахексии.Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года. Почитается как Филарет Пронский.
Радеев Александр Александрович
-------------------------------------------------
Почто-телеграмма Рязанского окротдела ОГПУ Председателю окрисполкома о чрезвычайных происшествиях в округе. № 7571 от 25 марта 1930 года:
"25 марта с.г. из Ряз. домзака на ст. Рязань отправлялся этап с заключенными, в числе коих находился священник с. Борки, Сев.-Рязанского района, Радеев, направляемый в г. Котлас. В момент отправки таковых из домзака у выхода их встретила толпа до 200 чел. женщин и детей из с. Борки и с криками «отдайте нашего попа» — провожала арестованных до станции.
Нач. Ряз. Окр. отдела ОГПУ (Извеков)
ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 4, л. 138.
.
Тарасов (Рязань)
Документы (1)
1. Дом заключения. Рязань. 1923. 1930.
Из информсводки Заместителя Окрпрокурора Рязанского округа Тарасова Прокурору Московской области от 17 июня 1930 на циркуляр № 38/с от 3/ІV-1930г. Совершенно секретно: "За последнее время произведена разгрузка мест заключения Рязанского округа. На местах (в районах) поручено Нарследователям проверить правильность содержания под стражей заключенных при арпомещениях и домзаках (Касимов и Ряжск). По Рязанскому Домзаку произведен пересмотр всех арестантских дел; освобождено из-под стражи заключенных по сравнению с прошлой разгрузкой на 60% больше. В настоящий момент состояние мест заключения приняло нормальное положение, о чем говорит помещенная ниже таблица. По Рязанскому домзаку: Всего заключенных 234 чел. Из них: числящихся за Окротделом ОГПУ 85 чел. Коллегией ОГПУ 3 чел. Следователями 28 чел. ОДТО ОГПУ 9 чел. Прокурором 25 чел. Угрозыском 35 чел.
Нарсудами 8 чел. Окрсудом 8 чел. Кассационной инстанцией 29 чел."
ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 1010-1026.
Изображения (1)
1923. Рязань. Дом Заключения (Домзак). Фотограф В. Панков. Конюшенная улица (совр. ул. Каширина, дом 6, Клиническая больница N 8). Фото РИАМЗ, ГАРО.