Орлов Владимир Григорьевич (Орлинский Болеслав Иванович)

Годы жизни: 1882-1941
Биографические сведения:

1882 г.р. Уроженец Зарайского уезда Рязанской губернии. После окончания гимназии в Варшаве поступил на юридический факультет Варшавского университета. Досрочно сдав экзамены, посетил Северо-Американские Соединенные Штаты, где прошел дополнительный курс по криминалистике, уголовной регистрации и постановке учета в следственной сфере. Завершив учебу, переехал в Москву и получил должность на государственной службе по линии ведомства юстиции — референдарием в Московском окружном суде. В 1905 году добровольно поступил на военную службу и был отправлен в действующую армию в Маньчжурии. В 1906 году после контузии демобилизовался по состоянию здоровья в звании прапорщика крепостной артиллерии. Был назначен судебным следователем в Лодзь, а в 1911 году занял должность следователя в Варшаве. В 1912 году по поручению начальства приступил к расследованию дела о подстрекательстве к мятежу, где его подследственным стал Ф.Э. Дзержинский, приговоренный в итоге к 3 годам каторги. В том же году за ним по приказу министра юстиции закрепили все западное пограничное пространство, включая территорию дислокации Варшавского, Виленского и Киевского военных округов. Вел не только наиболее важные уголовные дела, но и мог требовать необходимые ему доклады от других следователей, а также получать информацию из органов контрразведки и охранных отделений. В 1914 году получил назначение в артиллерийскую часть в крепость Оссовец. Его приняли в разведывательный отдел штаба главнокомандующего Северо-Западным фронтом переводчиком, но с обязанностью участвовать в работе контрразведывательного подразделения. Занимаясь одним из расследуемых дел, стал объектом покушения, был контужен и срочно отправлен в Киевский госпиталь. Участвовал в работе специальной оперативно-следственной комиссии генерал-майора Генерального штаба Н.С. Батюшина, созданной в июне 1916 году и расследовавшей деятельность банкира Д.Л. Рубинштейна и махинации др. финансистов, "подрывавших устойчивость снабжения фронта и тыла продовольствием". 

  С лета 1917 года был сотрудником спецслужбы при Ставке, получив доступ ко всем, в том числе секретным, делам контрразведки. От своего непосредственного руководителя генерала М.В. Алексеева получил поручение создать в Петрограде, Москве и некоторых других городах подпольную разведывательную организацию, способную обеспечить формирующуюся Белую армию необходимой военной и политической информацией, а также перебрасывать в донские районы и на Север, где возможно было ожидать интервенционистские войска, готовых продолжать борьбу офицеров.
  В 1918 году под именем Болеслава Орлинского устроился на советскую службу в аппарат при СНК, а затем был направлен в распоряжение П.И. Стучки. В августе 1918 года ему из-под ареста в Москве писал левый эсер Евгений Николаевич Мальм. Весной стал председателем Центральной уголовно-следственной комиссии при Совете комиссаров СКСО. Орлову удалось создать тайную антибольшевистскую сеть (около 80 агентов) и войти в контакт с представителями стран Антанты и Центральных держав в Петрограде, которым смог передавать некоторые сведения о деятельности ВЧК, организовать переброску офицеров из Петрограда в Добровольческую армию. Крупным успехом Орлова считалось создание картотеки с фотографиями и ориентировками на большевистских агентов, которая также была передана на Дон.
  Имея в запасе заранее заготовленные пропуска на въезд во фронтовую зону, решил переправить последнюю группу офицеров к англичанам в Мурманск. Однако эта группа была задержана патрулем, а военному комиссару Б.П. Позерну была отправлена телеграмма, в которой предлагалось установить личность Орлинского, "снабдившего шпионов фальшивыми документами". Был ранен пограничниками при пересечении границы с Финляндией. 

  Оправившись от ранения, перебрался в Одессу, где командующий войсками Добровольческой армии Одесского района генерал А.С. Санников 6 февраля 1919 года назначил его начальником контрразведывательного отделения своего штаба. Имея опыт совместной работы с резидентурой 2-го бюро французского Генштаба в Петрограде, наладил контакт с руководителями разведки и контрразведки французов. В Одессе практически в полном составе были разгромлены подпольная большевистская организация и отделение Иностранной коллегии.

  После взятия советскими войсками Одессы в апреле бежал в Константинополь, откуда прибыл в Новороссийск, а оттуда затем отправился в Екатеринодар, где дислоцировался штаб А.И. Деникина. Ему предложили участвовать в работе комиссии по реформе органов контрразведки в Белой Добровольческой армии. Общее руководство разведкой и контрразведкой вне зоны боевых действий возлагалось на отдел Генштаба Военного управления при главнокомандующем, в котором Орлов заведовал "особо секретной разведывательной политической сетью на западной границе Совдепии" в районе Финляндии, Прибалтики, Польши, Украины и Румынии. Военные агенты должны были предоставить ему все сведения о находящихся на связи тайных сотрудниках и оказывать ему полное содействие в переброске в случае необходимости агентуры из одной страны в другую либо на территорию Советской России. Ему также позволялось устанавливать от имени русского Генштаба прямые контакты с руководством иностранных разведывательных и контрразведывательных органов.    Вел контрразведывательную работу против ВЧК и Коминтерна. В мае 1920 г. Орлов с документами на имя "ксендза Орбанского" совершил секретный вояж по Европе (Варшава, Рига, Таллин, Каунас, Париж, Лондон), где попытался создать сеть разведывательных групп. Статус Орлова как противника советской власти подчёркивает факт создания в ЧК отдельного агентурного дела "на Орлова и разведку Врангеля". 

 В Варшаве пытался добиться подчинения "Союза Защиты Родины и Свободы" Б.В. Савинкова Врангелю. 

  Поняв, что объединить усилия спецслужб европейских государств, вряд ли удастся, изменил свою тактику, но остался в глазах многих эмигрантов и ВЧК разработчиком проекта "Белого Интернационала". К 1923 году отказался от этой идеи, поскольку ни одна страна не выделила средств, не желая ставить свои национальные контрразведывательные и полицейские органы в зависимость от Международного бюро. Был принят на работу разведслужбой Веймарской республики в качестве эксперта. Сыграл роль в разоблачении так называемой "германской ЧК", состоявшей из агентов Коминтерна.

 Оказался в разработке ОГПУ. В рамках операции ОГПУ "Фальсификатор" было организовано юридическое преследование Орлова в Европе. После ареста М.Г. Сумарокова при попытке продать фальшивку, порочащую американского сенатора, поддерживавшего признание СССР, криминальная полиция провела обыск на квартире Орлова, нашла часть архива, а его владельца взяла под стражу. Во время предварительною расследования с марта по начало июля 1929 года советская и германская коммунистическая пресса требовали от властей "примерно наказать фальсификаторов". Учитывая, что Орлов не использовал фальшивки для публичных целей, суд признал его виновным только в попытке совершить мошенничество и приговорил к четырем месяцам тюрьмы, которые поглощались заключением в период предварительного следствия. Подав прошение о повторном рассмотрении его дела судом высшей инстанции, Орлов закончил свою первую книгу. 

  Позднее с трудом и в существенно сокращенных вариантах он опубликовал еще две книги: в Англии "Секретное досье", а в США "Подполье и Советы".
  Поскольку повторное рассмотрение дела ничего не дало, приговор был оставлен в силе.    Вынужденный покинуть страну, при поддержке В. Л . Бурцева получил разрешение на проживание в Бельгии по нансеновскому паспорту. 

  В последующие годы в основном писал антибольшевистские статьи, обличал устно и через печать некоторых эмигрантов и некоторые их организации в сотрудничестве с советской властью. 

 В 1932 году был обвинён национал-социалистами "в деятельности, направленной против НСДАП". В 1933 году была опубликована сфальсифицированная в немецкой спецслужбе переписка Орлова с эмигрантом Александром Гуманским, в которой говорилось о якобы предпринимаемых ими действиях по дискредитации Гитлера. 

  В сентябре 1936 года русский писатель и эмигрантский журналист А.В. Амфитеатров в газете "Возрождение" опубликовал обличительную статью, полностью посвященную Орлову. Орлов, пытаясь защищаться, направлял многостраничные письма во все эмигрантские газеты, отдельным авторитетным соотечественникам, но поддержки в большинстве случаев не находил. Ему пришлось подать прошение об увольнении из воинских и эмигрантских обществ, где он работал в качестве юрисконсульта. 

  По сведениям некоторых исследователей, после оккупации Бельгии нацистами сотрудники гестапо похитили Орлова и тайно этапировали в Берлин, затем его тело было обнаружено в одном из скверов города. По другой версии, был заключен нацистами в концлагерь, где погиб.

Сведения:
1. Рязанский Мартиролог
Партия левых социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1917-1925 гг. В 3-х т.т. — М. : РОССПЭН, 2000-2017.
Википедия [Электрон. ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 2008 - 2025 гг.).

Изображения (1)

Изображение

Орлов Владимир Григорьевич (Орлинский Болеслав Иванович). 1882-1941. Контрразведчик Белого движения. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/681585853