3. Ростковский Феликс Яковлевич. (1841-1920). О ситуации в уездах Рязанской губернии в 1917 году.
Ростковский Феликс Яковлевич, русский военный деятель, генерал от инфантерии, член Военного Совета. Оставил ценные записки о ситуации в послереволюционной деревне. В частности, "Плоды аграрного декрета (От нашего рязанского корреспондента. 1917 год.)".
Имена (1)
Ростковский Феликс Яковлевич
Русский военный деятель, генерал от инфантерии, член Военного Совета. Оставил ценные записки о ситуации в послереволюционной деревне.
19.05.1841 г.р. Из дворян Могилёвской губернии. Вероисповедания лютеранского. После выпуска из Полоцкого кадетского корпуса в 1856 году, окончил 2-е военное Константиновское училище и Михайловскую артиллерийскую академию (1863; по 2-му разряду). 16 июня 1861 выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. 17 апреля 1863 произведен в подпоручики, 19 апреля 1864 — в поручики, 27 февраля 1864 назначен делопроизводителем хозяйственной части полка. 30 августа 1866 произведен в штабс-капитаны, 14 декабря 1868 получил в командование 10-ю роту полка. 28 марта 1871 произведен в капитаны, 8 октября 1872 назначен помощником управляющего делами Главного комитета по устройству и образованию войск (отчислен 7 марта 1879). 4 апреля 1876 произведен в полковники. 29 августа 1877 назначен командиром запасного батальона Финляндского полка. С 5 сентября 1878 член особой комиссии по обсуждению и разработке вопроса об изменении существующего порядка в хозяйственном устройстве полевых артиллерийских частей. 11 сентября 1878 сдал командование батальоном. 8 февраля 1880 назначен членом от Военного министерства в военно-окружной совет Финляндского военного округа, 9 октября 1883 переведен на ту же должность в военно-окружной совет Одесского военного округа. 30 августа 1886 произведен в генерал-майоры, 11 января 1890 назначен окружным интендантом Московского военного округа. 14 мая 1896 произведен в генерал-лейтенанты. 11 апреля 1902 назначен помощником Главного интенданта Военного министерства. Представитель от главного интендантского управления в комиссии по обсуждению вопроса о мерах к ограничению заграничных заказов по военному ведомству (5 мая 1902). 20 марта 1903 назначен начальником Главного интендантского управления и Главным интендантом Военного министерства. 6 декабря 1906 произведен в генералы от инфантерии, 6 июня 1908 назначен членом Военного совета. 1 января 1915 уволен со службы за истечением срока пребывания в Военном Совете. После отставки проживал в Петрограде. 25 июня 1917 года выехал с семьёй в своё имение в село Бобоедово Сенненского уезда Могилевской губернии, где и проживал до возвращёния в Петроград 13 октября 1917 года. Оставил ценные записки о ситуации в послереволюционной деревне. Умер 3 июня 1920 года в Петрограде.
Документы (1)
1. Ростковский Феликс Яковлевич. Плоды аграрного декрета (От нашего рязанского корреспондента. 1917 год.)
"По всей Рязанской губернии рассеялись агенты Ленина, распространяющие среди населения «декреты» о мире, о земле и агитационную литературу большевиков. Особое внимание обращает появление большого числа матросов Балтийского флота. Вслед за
появлением агитаторов аграрно-погромное движение вспыхнуло с новой, ужасающей силой. Поистине «ураганное» развитие получило это движение в Сапожковском уезде, где до сих пор погромов почти не было. За последние дни здесь сожжено и разгромлено около полусотни усадеб, в том числе в имениях: Бырдина, Мясоедова, Ларадзиева, Никитиной, А. Зеленина, Г. Зеленина, Абрамовой, Геринг, Длотовских, Климова, Татаринова, Эмме, Горбачева, Балашева, графини Шуваловой, бр[атьев| Шульгиных, Мартынова, наследников героя настоящей войны генерала Гобято, Чулкова,
Шовьева, Кочетова, Шиловских, крахмальные заводы Голиковых (расхищено
до 150,000 пудов крахмала) и мн. др.
Разгромлено песочинское казенное имение, имевшее образцовое скотоводство. Погромщиками не пощажена даже песочинская сельскохозяйственная школа. Убытки многомиллионные, не поддающиеся даже приблизительному учету.
В земледельца Чулкова погромщики стреляли, и он с женой бежали в Рязань
полуодетые. Оставшиеся еще в усадьбах помещики бегут в паническом
ужасе в города.
Разгромы производятся с известной методичностью, планомерно. Так, например, приступая к погрому в имении А.И. Никитиной, крестьяне составили на сходе приговор о том, чтобы все постройки разобрать и разделить, сады и питомники вырубить, и т.п. (плодовые питомники Никитиной — образцовые, одни из лучших в России, премированные и обслуживавшие целый ряд губерний).
Командированный в этот уезд Советом солдатских депутатов делегат по
продовольствию прапорщик Горвенко телеграфирует, что погромы
происходят на глазах охраны, состоящей из солдат рязанского гарнизона,
которая бессильна оказать противодействие.
На глазах охраны разграблены экономии: Волконского, Карандеевой, Шировского, Долгоруковой, Двухвостова, Шатилова, Баранова, Соловово, Березовской, Готшан, Монастерской, хутора Канаева, Содлина, Савилова, Богословского, Рогова, Тапширова и др. Весь хлеб расхищен.
Погромщики вооружены бомбами и револьверами и действуют бандами. От посланных по делам продовольствия отнимают лошадей и сбрую. Наряду с экономиями разгрому подвергаются и хозяйства рядовых крестьян. Ограблены вернувшиеся из отпуска солдаты Шатилов и Баранов, у которых погромщики отняли даже казенные сапоги.
В уезде поголовное пьянство, кругом море самогонки. Горвенко просит организовать для водворения в уезде порядка новые отряды солдат, навербованных из голодающих местностей.
В Данковском уезде разгромлено до 16-ти имений. Действующая там следственная комиссия встречает противодействие и сопротивление крестьян, подстрекаемых агитаторами. В деревне Крюковке произошло столкновение между крестьянами, не допускавшими милицию к производству обысков и отобранию расхищенного, и сопровождавшим ее отрядом кавалерии: залпом солдат убиты двое крестьян, после чего толпа рассеялась и прекратила сопротивление.
3-го ноября исполнительный комитет Скопинского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов постановил немедленно освободить из-под стражи содержавшихся по постановлению судебно-следственной власти 22-х крестьян, изобличенных в разгромах и поджогах усадеб. Начальнику тюрьмы было предъявлено требование освободить арестованных. Требование было подкреплено угрозами в случае отказа разнести тюрьму до основания. Начальник тюрьмы обратился за помощью к военным властям. Но начальник местного гарнизона не только не оказал никакой помощи, но и, наоборот, приказал начальнику тюрьмы немедленно освободить
арестованных. И арестованные были выпущены. В настоящее время производится расследование, и сделано распоряжение о привлечении к законной ответственности всех без исключения виновных в преступном посягательстве на независимость суда. В Скопин вытребован отряд кавалерии.
В Раненбургском уезде расхищены конский завод и племенной скот в имении Ознобишина, при селе Митягине.
В Рязанском уезде разгромлена до основания усадьба Елагиных. Скотный
двор подожжен. Увезено все имущество. Скот угнан.
Из Михайловского уезда телеграфируют губернской продовольственной управе, что положение в уезде крайне обостренное. Подвоз хлеба и личная неприкосновенность делегатов по продовольствию возможны только при условии присылки в уезд кавалерии.
Касимов, Рязанской губ[ернии] 17, XI. В Касимовском уезде разгромлены винокуренный завод и экономия бр[атьев] Шемякиных. Причиной погрома явилось недовольство крестьян уничтожением спирта. Явившаяся на завод толпа крестьян кричала: — Зачем спускаете спирт, какое имеете право? Зачем такое добро пропадает даром? Служащие и рабочие завода и экономии, а также чины акциза бежали. Завод сгорел. Расхищение
имущества с завода и из экономии продолжается 3 дня."
------
Публикуется по: Ростковский Ф.Я. Дневник для записывания... : 1917-й :
революция глазами отставного генерала / Центр полит. и экон. истории
России, Ассоц. «Российская полит. энцикл.», Росархив, ГА РФ. М.: РОССПЭН, 2001.
Изображения (1)
Ростковский Феликс Яковлевич. (1841-1920). Русский военный деятель, генерал от инфантерии, член Военного Совета. Оставил ценные записки о ситуации в послереволюционной деревне.