Способы воспроизведения: электронная копия
Аннотация:
"Подследственных чекисты держали на усадьбе купцов Шульгиных, у которых при доме был большой сад и прекрасная баня, из которой сделали внутреннюю тюрьму. Неподалеку от бани стоял небольшой флигелек, там жил их расстрельщик Ерохин, который получал за каждого расстрелянного 25 рублей..." (Из воспоминаний рязанки Анны Михайловны Гарасевой, политзаключенной 1920-х годов).
Подробнее см. в листах дела.
Источники:
1. Рязанский Мартиролог

Имена (2)

Гарасева Анна Михайловна
Годы жизни: 1902 - 1994
Биографические сведения:
1902, 7 декабря. — Родилась в селе Волынь Рыбновского уезда Рязанской губернии. Отец – земский учитель Михаил Зосимович Гарасев. Мать – Акилина Дмитриевна Гарасева. Сестры – Любовь Михайловна Георгиевич, Татьяна Михайловна Гарасева; брат – Сергей Михайлович Гарасев. 1910-е гг. — Детство в Волыни. Переезд семьи в Рязань. Занятия в частной женской гимназии В.П. Екимецкой. События Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны в Рязани. Аресты священников. Создание концентрационных лагерей. Взятие заложников из числа жителей Рязани. Гибель в концлагере брата матери Василия Дмитриевича Гаврикова (1918). Судьбы рязанских дворян, духовенства, офицеров, крестьян.

1920. — Окончание 2-й ступени единой трудовой школы г. Рязани.

1925, март – май. — Отъезд сестры Татьяны в Ленинград. Арест сестры в Ленинграде (22 мая). Освобождение. Установление за ней открытого наблюдения.

1925, 1 мая. — Обыск в рязанском доме. Арест А. Гарасевой, сестры Любови, её мужа Михаила Фёдоровича Георгиевича и брата Сергея. Внутренняя тюрьма ГПУ. Освобождение через день сестры и её мужа, а через два дня – брата. Условия содержания в тюрьме. Допрос. Освобождение без предъявления обвинения.

1925, июль. — Окончание Рязанской фельдшерско-акушерской школы. Отъезд к сестре в Ленинград в связи с обострением у неё туберкулезного процесса. Переезд на новую квартиру.

1925, 17 августа. — Арест вместе с сестрой Татьяной (анархист, участница московских анархических групп подполья в 1920-х гг. К 1926 арестована ОГПУ, находилась во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке). Ленинградский Дом предварительного заключения. Обвинение в причастности к террористической организации и подготовке террористического акта против Г.Е. Зиновьева. Следствие. Арест брата С.М. Гарасева. Высылка во Владимир. Последующее его освобождение по амнистии (1927).

1926, январь – 1928, август. — Окончание дела. Перевод в Москву на доследование. Лубянская тюрьма. Пытки. Голодовки. Пребывание в карцере. Помощь Красного Креста. Судьбы Берты Гандель, Ирмы Мендель. Приговор: 3 года политизолятора, 3 годы ссылки и запрет на проживание в трех самых крупных городах страны. Этап в Верхнеуральск. Пермская и Свердловская пересыльные тюрьмы.
Верхнеуральский политизолятор. Условия содержания. Отношения между заключёнными. Соединение с сестрой, нуждающейся в помощи. Знакомство с Б. Вороновым. Влюбленность. Разоблачение Воронова как провокатора.
Отправка в Москву. Помещение в Лубянскую тюрьму. Голодовка. Известие о досрочном отправлении Татьяны в ссылку в Кзыл-Орду. Брак Татьяны с Николаем Доскалем.
Неожиданная встреча с сестрой в Челябинске.

1928, 17 августа. — Освобождение после окончания срока из политизолятора. Челябинская и Самарская пересыльные тюрьмы. Отправка в ссылку в Чимкент. Случайные заработки. Работа в чимкентской больнице. Голод в Казахстане. Басмачи. Письмо А.М. Гарасевой в «Правду» о разрыве с анархистами.

1930, апрель. — Досрочное освобождение.

1931, лето. — Возвращение в Рязань. Арест и освобождение зятя М.Ф. Георгиевича. Учеба в Москве на заочном отделении Геологоразведочного института. Работа в Рязанской инженерно-геологической партии. Поступление на Курсы Большого советского атласа мира. Окончание курсов с квалификацией 8-го разряда.

1936 – 1941, ноябрь. — Сообщение об аресте сестры Татьяны и её мужа в Майкопе. Приговор: 10 лет (Казанская и Суздальская тюрьмы, затем Колыма). Смерть Н. Доскаля в тюрьме.
Жизнь и быт Москвы 1930-х гг. Магазины и ларьки по распродаже имущества арестованных людей.
Работа гравером на Полиграфическом комбинате им. В.М. Молотова.
Начало Великой Отечественной войны. Увольнение сотрудников комбината (16 октября). Москва военная. Восстановление на работе (19 октября).

1941, ноябрь – 1942, апрель. — Работа вольнонаёмной медсестрой в военном госпитале № 4034. Окончательное возвращение в Рязань.

1942–1959, 1 апреля. — Работа участковой медсестрой в Рязанском областном противотуберкулезном диспансере. Возвращение сестры из Магадана (1947). Её рассказы о пребывании в тюрьмах и лагере. Повторный арест Татьяны (1948). Высылка на север Красноярского края, в 1949-1954 в с. Троицкое Тасеевского р-на, затем в Тасеево.Реабилитирована в 1958.

1962–1974. — Знакомство с А.И. Солженицыным. Его семья. Дружба с тещей Солженицына М.К. Решетовской. История создания книги «Архипелаг ГУЛАГ». Работа «нелегальным секретарем» А.И. Солженицына. Сбор материала для работы.

1994, 11 декабря. — Скончалась в Рязани.
-------------

ЧИТАТЬ мемуары Анны Михайловны Гарасевой: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=1181

ЧИТАТЬ, скачать мемуары Анны Михайловны Гарасевой: https://disk.yandex.ru/i/acK_suY-RuEQsQ

СМ. фрагмент видео-интервью с Татьяной и Анной Гарасевыми, Рязань, начало 1990-х: https://youtu.be/sX-dTcqOENQ
----------------------------------
- СМ. ТАКЖЕ: Розен Исаак Абрамович: http://stopgulag.org/object/346263592
- СМ. ТАКЖЕ: Блох (Каценеленбоген, Каценеленбоген-Блох) Леония Максимилиановна: http://stopgulag.org/object/650074712
- СМ. ТАКЖЕ: Олицкая Екатерина Львовна." ПО «МИНУСУ» В РЯЗАНИ" (фрагмент воспоминаний): https://disk.yandex.ru/i/KIsizIRGnutAmw
- СМ. ТАКЖЕ: Олицкая Екатерина Львовна: http://stopgulag.org/object/648773473
- СМ. ТАКЖЕ: Федодеев (Федодеев-Милорадов) Александр Васильевич: http://stopgulag.org/object/651105800
- СМ. ТАКЖЕ: Гарасева Анна Михайловна: http://stopgulag.org/object/59999997
- СМ. ТАКЖЕ: Гарасева Татьяна Михайловна: http://stopgulag.org/object/395070084

.
Ерохин Александр Васильевич (Рязань, ГПУ-НКВД)
Годы жизни: 1901-1964
Биографические сведения:
К вопросу об ответственности за советский массовый государственный террор. Ерохин Александр Васильевич. (19.05.1901 – 20.09.1964 гг.) Рязань. Комендант Рязанского Полномочного представительства ОГПУ. Комендант УНКВД по Рязанской области, младший лейтенант ГБ (на ноябрь 1941 года, ЦА ФСБ. Ф.7. Т.40. С. 43-47). Лейтенант комендантского подразделения Рязанского УНКВД. Майор госбезопасности (на 1964 год). Многолетний руководитель и непосредственный исполнитель расстрелов в Рязани (см., например, Акт о расстреле от 24.11.1941 г., АП РФ. Ф.3. Оп.24 Д.378. Л.191).

"...1925. ГПУ в Рязани помещалось там же, где было раньше ЧК, а теперь — КГБ: в бывшей гостинице Штейерта, напротив бывшего Дворянского собрания, теперешнего Дома офицеров. Подследственных они держали на усадьбе купцов Шульгиных, у которых при доме был большой сад и прекрасная баня, из которой сделали внутреннюю тюрьму. Неподалеку от бани стоял небольшой флигелек, там жил их расстрельщик Ерохин, который получал за каждого расстрелянного 25 рублей, мне об этом рассказали мои надзиратели. Мое пребывание в этой рязанской тюрьме было довольно любопытно. Заключенных в те дни было мало, караулили нас двое надзирателей, довольно симпатичных. Они приносили мне книги, а ночами, когда им было скучно, рассказывали о различных случаях из жизни рязанского ОГПУ... Эти же надзиратели уговаривали меня при встречах здороваться с расстрельщиком Ерохиным, от которого я отворачивалась, когда меня выводили во двор на прогулку, уверяя, что тогда меня выпустят гулять в сад. А сад был действительно прекрасен и обширен! К саду Шульгиных примыкал сад соседнего домовладения — теперь он стал частью нового рязанского пединститута. Чекисты сломали ограду и соединили оба этих сада, там же они и расстреливали..." (Из книги Гарасева А. М. "Я жила в самой бесчеловечной стране…", М. : Интерграф Сервис, 1997. Стр. 75-77.)

"... Мне рассказывали, что при строительстве обкомовского дома, в котором потом наш первый секретарь Ларионов покончил самоубийством, при рытье котлована под фундамент находили множество человеческих скелетов, так что все нынешние обкомовские работники в прямом смысле слова живут на человеческих костях...
Ерохин был не только расстрелыщиком, но и комендантом всего этого хозяйства, от него многое зависело. А его жена, Маруся, хорошая женщина, была дружна с нашей Анютой Муратовой: еще до того, как Ерохин стал работать в ОГПУ, они жили в одном доме. Потом Муратовы уехали, но знакомство через жен сохранилось, вот почему Анюта и ходила к ней хлопотать обо мне. Она рассказывала, что Маруся давно хотела уйти от Ерохина, постоянно с ним ссорилась, но у нее был маленький ребенок, которого Ерохин ей не отдавал. И ей оставалось только посильно помогать людям, попадавшим в зависимость от мужа. Так однажды, узнав от мужа, у кого следующей ночью намечен обыск, она пошла и прямо предупредила этих людей. Должно быть, за домом вели наблюдение, и когда ничего не нашли, Ерохину сказали, что их предупредила Маруся. Вернувшись домой, он пытался ее застрелить, но чекистам не выдал..."
(Из книги Гарасева А. М. "Я жила в самой бесчеловечной стране…", М. : Интерграф Сервис, 1997. Стр. 78.)

АКТ
«1941 года ноября месяца 24 дня, город Рязань.
Мы, нижеподписавшиеся начальник 1-го спецотдела УНКВД по Рязанской области тов. Декань, пом. Рязанского облпрокурора тов. Крючков, пом. Рязанского облпрокурора тов. Нилкин, старший оперуполномоченный 1-го спецотдела сержант ГБ Лаврищев, комендант УНКВД по Рязанской области младший лейтенант ГБ Ерохин составили настоящий акт в том, что нами сего числа на основании Постановления Государственного Комитета Обороны СССР от 17 ноября 1941 года и по постановлению начальника УНКВД и Прокурора по Рязанской области приведены в исполнение приговора судебных органов в отношении 35 осужденных к ВМН – расстрелу <...>»

Документы (3)

1. Расстрелы на "усадьбе Шульгиных".
"... Мне рассказывали, что при строительстве обкомовского дома, в котором потом наш первый секретарь Ларионов покончил самоубийством, при рытье котлована под фундамент находили множество человеческих скелетов, так что все нынешние обкомовские работники в прямом смысле слова живут на человеческих костях... Ерохин был не только расстрелыцщиком, но и комендантом всего этого хозяйства, от него многое зависело. А его жена, Маруся, хорошая женщина, была дружна с нашей Анютой Муратовой: еще до того, как Ерохин стал работать в ОГПУ, они жили в одном доме. Потом Муратовы уехали, но знакомство через жен сохранилось, вот почему Анюта и ходила к ней хлопотать обо мне. Она рассказывала, что Маруся давно хотела уйти от Ерохина, постоянно с ним ссорилась, но у нее был маленький ребенок, которого Ерохин ей не отдавал. И ей оставалось только посильно помогать людям, попадавшим в зависимость от мужа. Так однажды, узнав от мужа, у кого следующей ночью намечен обыск, она пошла и прямо предупредила этих людей. Должно быть, за домом вели наблюдение, и когда ничего не нашли, Ерохину сказали, что их предупредила Маруся. Вернувшись домой, он пытался ее застрелить, но чекистам не выдал..." (Из книги Гарасева А. М. "Я жила в самой бесчеловечной стране…", М. : Интерграф Сервис, 1997. Стр. 78.)

г. Рязань, ул. Садовая, д. 44. Точные координаты объекта: 54 градуса, 37 минут, 41 секунда C; 39 градусов, 45 минут, 09 секунд. Во второй половине 19120-х годов в этом здании на пересечении нынешних улиц Свободы и Садовой размещались отделы Рязанского ОГПУ: особого отдела, 1-й отдела, оперативного отдела, комендатуры, уполномоченного 13-й дивизии войск ГПУ. На 2011 год в здании располагалось Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Рязанской области. Остановки общественного транспорта "Художественный музей" или "Педагогический Университет".

"...Крайний угловой дом Владимирской улицы [нынешней ул. Свободы - прим. АКРМ], выходит на перекресток с Садовой улицей. Здание это до 1917 года принадлежало семье потомственных купцов Шульгиных. Они держали магазин на Почтовой улице. Торговали галантерейными и мануфактурными товарами. В 1920-х годах в бывшем доме Шульгиных размещался губернский отдел ГПУ (наследник ЧК и прообраз НКВД). В том числе - особый отдел, 1-й отдел, оперативный отдел, комендатура, уполномоченный 13-й дивизии войск ГПУ." (Из книги Н.Н. Аграмакова "Губернская Рязань", ТСРК "Губенская Рязань", 2010, стр. 131.)

"Подследственных чекисты держали на усадьбе купцов Шульгиных, у которых при доме был большой сад и прекрасная баня, из которой сделали внутреннюю тюрьму. Неподалеку от бани стоял небольшой флигелек, там жил их расстрельщик Ерохин, который получал за каждого расстрелянного 25 рублей..." (Из воспоминаний рязанки Анны Михайловны Гарасевой, политзаключенной 1920-х годов).
3 изображения, электронная копия
2. "Там же они и расстреливали" (Дом Шульгиных, сад Шульгиных - комендантское подразделение Рязанской ЧК-ОГПУ, внутренняя тюрьма). Путеводитель.
Путеводитель. "Там же они и расстреливали" (Дом Шульгиных, сад Шульгиных - комендантское подразделение Рязанской ЧК-ОГПУ, внутренняя тюрьма).
"Политические репрессии в Рязани. Путеводитель / Сост. А.Ю. Блинушов. – Красноярск : ПИК "Офсет", 2011. – 232 страницы." Стр. 23-27.
5 изображений, электронная копия
3. "Там же они и расстреливали..."
электронная копия

Изображения (1)

Изображение
Рязань, улица Свободы, дом 53. Жилой дом, построенный специально для руководящих работников областного комитета коммунистической партии. Примечательно, что дом построен на месте сада купцов Шульгиных, где было, по воспоминаниям очевидцев, первое в Рязани место расстрелов.