Заклейменные властью. Ходатайства за политических заключенных/ Международное общество "Мемориал" [Электрон. ресурс]. URL: http://pkk.memo.ru/page%203/indiv.html (дата обращения: 2012-2024 гг.).

Имена (2)

Дела (2)

Документы (3)

1. Тарачков Михаил Николаевич. 1864 - ?. Биографическая справка.
Родился в 1864. Кадровый офицер Русской императорской армии, служил в 35-й артиллерийской бригаде. С 1914 — на фронте в чине генерал-майора.

С 1916 — командир отделения тяжелого артиллерийского дивизиона на Рижском фронте.

С февраля 1918 — в Рязань, работал фронтовым инспектором, затем помощником командира в штабе Рязанской дивизии.

12 апреля 1919 — арестован в Рязани, 5 мая отправлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму.

В июле 1919 — по просьбе юридического отдела Политического Красного Креста заполнил "Опросный лист", записав в графе "Особые замечания".

«ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
По сути допроса при аресте заключаю, что поводом к аресту послужило Общество взаимопомощи семьям бывших офицеров 35-й Арт<иллерийской> бригады имени Гобято (Гобято — фамилия бывшего командира 35-й Арт<иллерийской> бриг<ады>, убитого в бою при Перемышле).

Общество основано офицерами 35-й Арт<иллерийской> бр<игады> по возвращению с фронта в конце 1917 года, окончило свое существование в июне м<еся>це 1918 года. До компании я служил в 35-й Арт<иллерийской> бр<игаде>, последний год компании был на Рижском фронте, где был командиром 12-го отделения тяжелого Арт<иллерийского> дивизиона.

Во время переворота был под Двинском, по занятии которого немцами я уехал в Россию в Рязань, где жила моя семья.

В Рязань прибыл 10 февраля 1918 года, не имея никаких средств на существование, кроме жалования, сейчас же начал хлопотать о поступлении на службу и получил должность фронтового инспектора в демобилизационном отделе при Народном Комиссариате (Новинский бул<ьвар>, д<ом> 101), куда выехал из Рязани 10-го марта 1918 года.

При начале формирования Красной Армии перешел в штаб Рязанской дивизии на должность помощника командира артиллерии, прибыл в Рязань 14-го июня 1918 г<ода>. Об<щест>во им<ени> Гобято в это время распалось.

За несколько дней перед отъездом из Рязани в Москву на службу в первых числа марта 18 г<ода> я внес членский взнос в о<бшест>во Гобято с целью дать возможность семье моей получать пищевые продукты через это о<бщест>во.

Подпись:
М. Н. Тарачков» .

Михаил Николаевич Тарачков был приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны и заключен в Ивановский лагерь.

27 сентября 1919 — вывезен из лагеря, после чего на все запросы его жены, Марии Платоновны Тарачковой, ответа не было. В декабре 1919 — она обратилась за помощью в Политический Красный Крест.

<5 декабря 1919>
«Рязань
Мясницкая 30

Заявление в Политический Красный Крест

Прошу дать точную справку об участи моего мужа Михаила Николаевича Тарачкова, обвиняемого в принадлежности к экономическому обществу имени Гобято, находившегося в Ивановском монастыре и взятого оттуда 27-го сентября и отправленного неизвестно куда; а также вместе с ним и Всеволода Геннадиевича Сушко, обвиняемого по тому же делу. Не откажите сообщить, пожалуйста, подателю сего письма, за что буду Вам очень благодарна.
Мария Платоновна Тарачкова» .

Юридический отдел МПКК сообщил Марии Платоновне Тарачковой, что Михаил Николаевич Тарачков приговорен «к заключению в концлагерь до конца гражданской войны».
1 изображение, электронная копия
1. Твердова Маргарита Александровна. 1896 -1983.
Родилась в 1896 году. Дочь городского судьи. Окончила петербургское училища барона Штиглица.

Входила в круг писателя Андрея Белого (Бориса Бугаева).

В 1919 году была сотрудником и членом Совета Рязанских государственных свободных художественных мастерских.

Летом 1919 М.А. Твердова - одна из руководителей Старожиловской летней детской колонии.

10 сентября 1919 года Маргарита Твердова и ее сестра Софья были утверждены в должностях школьных работников советских школ г. Рязани.

Переехав в 1920-е гг. в Москву, принимала участие в деятельности антропософского кружка П.Н. Зайцева. Занималась с детьми эвритмией (метод гармонического развития человека).

С 1922 года была членом русского антропософского общества. После его закрытия продолжала антропософские занятия. В 1926 г. значилась в списке членов «Ломоносовской группы».

В 1927 году окончила Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

До начала 1930-х работала инструктором трудотерапии при психиатрической клинике 1-й клинической больницы в Москве.

27 мая 1931 года Маргарита Твердова была арестована ОГПУ в связи с делом т.н. нелегальной контрреволюционной организации антропософов.

Содержалась в Бутырском изоляторе Москвы. Проходила по следственному делу № 10040 о нелегальной контрреволюционной организации антропософов, по обвинению Васильевой К.Н., Петровского А.С., Григорова Б.П., Моисеева В.М. Татаринова В.Н., Зайцева П.Н. и др. по политическим ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР.

В обвинительном заключении, составленном 29 июня 1931 года, говорилось: "ТВЕРДОВА Маргарита Александровна, 1896 г.р., русская, дочь бывшего Городского судьи, с высшим образованием (специальным), со слов не судима, инструктор трудотерапии при психоклинике, проживавшая до ареста в Москве, на Петровке, д.20, кв.2, в том, что, являясь участницей нелегальной к/р организации, принимала участие в работе нелегальных кружков, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 и 11 УК."

7 августа 1931 года Андрей Белый направил жене Горького Екатерине Пешковой, руководителю Политического Красного Креста, ходатайство по "делу об антропософах". В ходатайстве Белый ручался за политическую благонадежность арестованных членов "Ломоносовской группы антропософов", в том числе, за Маргариту Александровну Твердову.

Твердова была приговорена к высылке в Казахстан на три года.

В 1935 году Маргарита Твердова была вновь арестована по обвинению в контрреволюционных преступлениях и осуждена на три года исправительно-трудовых лагерей

Срок отбывала в Карагандинском лагере.

Затем последовали годы ссылки и запрета на проживание в крупных городах.

Последние годы Маргарита Александровна Твердова провела в Рязани, где и скончалась в 1983 году.
1 изображение, электронная копия
1. Кисель - Загорянский Николай Николаевич. 1871 - 1953. Биографическая справка.
Кисель - Загорянский Николай Николаевич

Родился в 1871 в Москве. Биографы говорят о происхождении Кисель - Загорянских от польско-украинского дворянского рода Киселей.Отец Кисель-Загорянский Николай Петрович, из потомственных дворян. Майор в отставке, делопроизводитель воинского начальника Московской губернии. Отец владел усадьбой и землями у с. Образцова Московской губернии.

Мать Кисель-Загорянская Екатерина Илиодоровна, урожденная Ляпина.

У Николая Николаевича были братья Александр Николаевич и Иван Николаевич Кисель-Загорянские.

В 1894 Николай Николаевич окончил юридический факультет Московского университета. Был кандидатом на судебные должности при Московской судебной палате.

Был женат на дочери потомственного почетного гражданина Ватсон Маргарите Васильевне. У супругов было двое сыновей (Николай и Владимир) и две дочери (Мария и Вера).

С 1896 — земский начальник Богородского уезда Московской губернии.

С 1908 — предводитель дворянства Богородского уезда, статский советник.

С 1910 года — являлся председателем Московского губернского санитарного совета и уездного отделения Общества попечительства о тюрьмах.

В 1914 — вице-губернатор в Твери.

В 1914 — губернатор в Рязани. Камергер.

Среди счастливых обладателей 141 автомобиля "Руссо-Балт", выпущенных Русско-Балтийским автомобильным заводом, был и Н.Н. Кисель-Загорянский. За его семьей значилось три таких автомобиля с кузовами торпедо, ландоле, панара. На одном из них новый губернатор торжественно проехал по Рязани. Известна фотография его поездки на таком редком для Рязани авто по улице Соборной.

Как отмечают исследователи биографии Кисель-Загорянского, Рязанская губерния оказалась под его руководством накануне Первой Мировой войны. В военные годы губернатору пришлось столкнуться с массой серьезных проблем: беженцы (68 000 человек!), перебои с продовольствием, военнопленные и интернированные, необходимость изыскивать средства на выплату пособий семьям мобилизованных

За годы губернаторства Н.Н. Кисель-Загорянского в Рязани в 1915 году был открыт городской художественно-исторический музей и первый в России женский учительский институт.

Министерство внутренних дел оценило его деятельность орденом св. Владимира 3-й степени и медалью "За труды по мобилизации". От императора Кисель-Загорянский получил в 1915 году "Высочайшую благодарность".

За Н.Н. Кисель-Загорянским числилось 210 десятин земли в Богородском уезде Московской губернии, 1100 десятин в Новгородской губернии, и дом в Москве.

28 февраля 1917 года в Рязань пришла телеграмма о переходе власти к Временному Комитету Государственной Думы. Губернатор Н.Н.Кисель-Загорянский приказал не оглашать телеграммы о текущих событиях.

2 марта 1917 года известные деятели местных органов самоуправления были приглашены к губернатору на совещание. Сообщив о переходе власти к Временному Комитету Государственной думы, губернатор предложил на следующий день собрать экстренное заседание Рязанской городской Думы в его присутствии.

Он надеялся на мирную передачу власти, а с целью предупреждения возможных беспорядков приказал выставить вооруженные караулы у наиболее важных государственных учреждений.

Узнав, что лидеры рязанских общественных организаций сформировали Временный исполнительный Комитет и заявили свои претензии на власть в губернии, Кисель-Загорянский вызвал к себе вице-губернатора С.С. Давыдова, начальника гарнизона генерал-лейтенанта А.С.Гласко, командиров полков, председателя и прокурора окружного суда.

Собравшиеся признали Временное Правительство для "поддержания порядка и спокойствия".

Вечером 3 марта 1917 года рязанский губернатор Н.Н. Кисель-Загорянский был арестован и помещен под стражу.

«П.С. Рубан делает доклад о посещении арестованных, положение которых поручено было выяснить П.С. Рубану, А.А. Рязанову, Л.И. Кученеву как губернскому комиссару и прокурору суда. Заключительными словами при посещении арестованного г. Киселя-Загорянского, бывшего губернатора, были: «Леонид Иванович, обращаюсь к Вам, как комиссару по гражданской части, я считаю необходимым засвидетельствовать и передать мою благодарность за вполне корректное и любезное к нам отношение во время содержания нас под арестом». На это член бюро исполнительного комитета П.С. Рубан ответил: «Я, как представитель Исполнительного комитета, принимаю Ваше заявление с особым удовлетворением главным образом потому, что при старом правительстве такие заявления от арестованных никогда не поступали». Постановлено: просить начальника гарнизона организовать для арестованных прогулки»./Из журнала заседаний бюро исполнительного комитета. 9 марта 1917 года. // ГАРО. Ф. 3023. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.

18 марта 1917 года арестованный губернатор просил телеграммой Министерство внутренних дел освободить его из-под стражи "в связи с болезнью жены, которая нуждалась в лечении".

Во второй половине марта Кисель-Загорянского отправили под конвоем из Рязани в Москву.

В 1924 году Николай Николаевич Кисель-Загорянский был арестован ЧК и содержался в московской Бутырской тюрьме. Был освобожден по ходатайству Политического Красного Креста (Помполита).

Его родной брат - Александр Николаевич - был арестован ЧК 30 октября 1920 года с группой офицеров Хамовнических казармах Москвы, приговорен к 3 годам концлагеря. По ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста оставлен отбывать наказание в Бутырской тюрьме. Осенью 1923 года — освобожден. В 1926 году вновь был арестован, приговорен к заключению в концлагерь и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Освобожден после 1929 года по ходатайству Помполита. Скончался в 1935 году.

Второй его родной брат - Иван Николаевич - был арестован 18 декабря 1920 года по политическим мотивам и заключен в Бутырскую тюрьму Москвы. 27 октября 1921 был по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста освобожден, его дело было прекращено.

Примечательно, что племянник рязанского губернатора Николая Николаевича Кисель-Загорянского– Константин, – сын его родного брата Ивана, в Гражданскую войну служил в Красной армии, в 20-м легком артдивизионе 20-й дивизии разведчиком батареи, в 1921-м был награжден грамотой Реввоенсовета за подписью Орджоникидзе.

Второй племянник рязанского губернатора - Владимир Николаевич, был в марте 1924 года арестован ЧК и приговорен к 3 годам концлагеря. Его намеревались отправить его в Соловецкий лагерь особого назначения, но его бабушка, Изабелла Оттовна Шнауберг, просила ходатайства Помполита, чтобы его не этапировали на Соловецкие острова. Весной и летом 1924 года находился в Бутырской тюрьме, работал в тюремной библиотеке. Освобожден в марте 1927 года.

Николай Николаевич Кисель-Загорянский эмигрировал из России, жил в Турции, в Стамбуле. Есть версия, что Николай Николаевич не хотел покидать могилу сына, офицера Белой армии, умершего в эвакуации в Турции. Его сын, корнет лейб-гвардии кирасирского полка Н.Н. Кисель-Загорянский, с ноября 1918 года воевал в рядах Вооруженных сил Юга России, а затем в Русской (Белой) армии офицером-пулеметчиком, дослужился до чина ротмистра, умер 23 мая 1922 года в Константинополе.

Кисель - Загорянский Николай Николаевич, последний Рязанский губернатор Российской Империи скончался в Турции 8 февраля 1953 года в возрасте 82-х лет.

За годы службы Николай Николаевич Кисель-Загорянский был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й, св.Станислава 2-й, св. Владимира 4-й степеней, и званием камергера. Статский советник.

В его бывшем рязанском доме (на ул. Свободы, 79) теперь находится Музей молодежных движений.
5 изображений, электронная копия