8-1. Большой террор. О Большом терроре. Выставка "Рязань. 1937. Черный юбилей". Работа "Большой террор и Рязанская Тройка УНКВД". Краткая хроника Большого террора. Тезисы Мемориала "1937-й и современность". Работа Конквеста "Большой террор". 1937 - 1938.
1). Интернет-версия документальной выставки "Рязань. 1937. Черный юбилей". Авторы выставки Середа Николай Владимирович, Никитин Александр Олегович.
2). "Большой террор и Рязанская Тройка УНКВД". Работа Ирошникова Дениса Владимировича и Блинушова Андрея Юрьевича.
3). Краткая хроника Большого террора базируется, преимущественно, на документах ЦК ВКП(б) и НКВД СССР — прежде всего на директивах, регламентировавших динамику репрессий, их идеологические, количественные и процессуальные параметры. Составители: московские историки Рогинский Арсений Борисович, Охотин Никита Глебович.
4) "1937-й и современность". Тезисы Международного историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал".
5) Работа британского историка Роберта Конквеста "Большой террор".
Имена (7)
Блинушов Андрей Юрьевич
Блинушов Андрей Юрьевич, 1962 г.р., Рязань. Из семьи рабочих. Историк. Работает над темами истории советской эпохи. Учился в Рязани в средней школе, профессионально-техническом училище, школе МВД, Рязанском государственном университете им. Есенина. Работал ремонтником на заводе. Два года служил в армии, около пяти лет служил в МВД. Подал в отставку в знак протеста против силового милицейского разгона митинга избирателей 5 апреля 1989 года в Рязани и последующего преследования общественных активистов. Работал инспектором Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Рязани. Был редактором бюллетеней «Апрельский ветер» и «Улица Свободы» в Рязани, руководил рязанским корпунктом газеты «Содействие». Работал заместителем редактора, главным редактором городской газеты "Рязанский вестникъ", заместителем главного редактора городской газеты "Вечерняя Рязань". В течение пятнадцати лет был главным редактором Российского исторического журнала «КАРТА». В начале 1990-х годов был депутатом Рязанского городского Совета народных депутатов от коалиции экологического движения и Клуба избирателей, членом комиссии по свободе слова и городской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Принимал участие в создании и работе организаций и проектов международного партнерства городов Рязань-Мюнстер и Рязань-Франклин. Работал главным редактором международного журнала для неправительственных организаций «Бюллетень Центров Плюрализма» (с 2000-го «Перекресток»). В 1995-1996 гг. – эксперт Комиссии по правам человека при президенте РФ, сотрудник Миссии неправительственных правозащитных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, сотрудник «Группы Ковалева» в Чечне и Ингушетии. В 1996-2017 гг. – директор общественной организации Межрегиональная Группа "Правозащитная сеть". В 1997-2017 гг. – главный редактор интернет-портала "Права человека в России" (HRO.org). В 1989-2023 годах председатель Рязанского историко-просветительского и правозащитного Общества “Мемориал”. Ряд лет был членом правлений Международного и Российского обществ "Мемориал" (Справочно: общества Мемориал были внесены федеральным минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Мемориальцы с этим не согласны и оспаривают решение чиновников в судах). Один из основателей цифрового общественного архива "Рязанский Мартиролог". Занимается исследовательской работой по истории советских политических репрессий в рязанском регионе, работает над проектами сохранения исторической и личной памяти.
* * *
Публикации: Монографии
– "Точки и тире минувшего века", Рязань, 2018. URL: http://ua3sgv.qrz.ru/radio62.pdf
– "Горячие точки", Рязань, 1996. URL: https://hro.org/node/19891
* * *
Сборники:
– Путеводитель "Политические репрессии в Рязани", Красноярск, 2011.
– "Путеводитель по правам человека в Интернете", Москва, 2000;
– "Активное ненасилие", Москва 2003.
* * *
Статьи:
– Блинушов Андрей Юрьевич. "Черный тюльпан" (из истории афганской войны) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://arch2.iofe.center/file/files/UDNF3hQQM7snqeF.pdf
------
– Дневник правозащитника. Андрей Блинушов. "Трагедия села Самашки". Чечня. Апрель 1995 года.
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Александр Солженицын в Рязани . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26459
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Из истории советских репрессий против Истинно-православной Церкви (ИПЦ-ИПХ) в Рязанской области . Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Рязань : Рязанский государственный ун-т им. Есенина, 2014.Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://archmem.ams3.digitaloceanspaces.com/files/82MYEeAS4zzyDrm.pdf
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. 60 лет спустя. Сводки с фронта. Исторический журнал Карта, NN 41-42, 2005. [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/64241563
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Как чекисты с женой Керенского боролись . Права человека в России [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/62057285#document-25791
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Лазаревское кладбище Рязани (из истории Большого террора в Рязанской области) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26460
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Мемориальный комплекс памяти жертв войны и репрессий в Рязани ("Немецкое кладбище") . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26461
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. О деятельности Рязанской Губернской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. 1918-1922. Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26444
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. О захоронениях казненных политзаключенных на территории Скорбященского кладбища Рязани . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26451
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. "Прошу дать дополнительный лимит" (Большой террор в Рязанской области) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26452
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Рязанская тюрьма (Политические заключенные в тюрьме-СИЗО N1 Рязани) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26455
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Рязанский лагерь НКВД N 178 (178-454) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26456
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Рязанский Медицинский (Дело о "подпольной студенческой "еврейской" группе) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26454
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Памяти Евгения Николаевича Каширина. Он будет возвращаться . Права человека в России [Электрон. ресурс]. URL: https://62info.ru/history/node/6207
------
– Блинушов Андрей Юрьевич. Рязанское артиллерийское училище (РАУ) . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26458
------
– Ирошников Денис Владимирович. Блинушов Андрей Юрьевич.Большой террор и Рязанская Тройка УНКВД. Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/64028721#document-26273
------
– Макаренко Екатерина Сергеевна. Блинушов Андрей Юрьевич. Рязанский губернский Революционный трибунал . Рязанский Мартиролог [Электрон. ресурс]. URL: https://stopgulag.org/object/76702637#document-26447
* * *
Награды:
– Кавалерский Крест Ордена Заслуги Речи Посполитой в 2005 году.
– Золотая медаль Министерства культуры и Совета охраны памятников борьбы и мученичества Республики Польша в 1994 году.
– Премия Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека за 2013 год.
* * *
Видео:
Андрей Блинушов "Поиск по хлебным крошкам": https://youtu.be/buGJssH3VpA
– Видео: Андрей Блинушов в программе "Историк за верстаком": https://youtu.be/ihaC2R6SVKI
– Видео: Андрей Блинушов в фильме "Рязань. Закрытые страницы истории": https://youtu.be/cu37w2c6mug
– Видео: Андрей Блинушов в фильме "Два дня в Рязани": https://youtu.be/vQs3iGKhibA
– Видео: лекция Андрея Блинушова о советских репрессиях в Рязанской области: https://youtu.be/J3IgbQiST9Y
* * *
– Интервью с Андреем Блинушовым "Когда начнется новая оттепель,
вы обязательно это почувствуете"
– Интервью с А. Блинушовым "Заложники Рязанского концлагеря"
.
Ирошников Денис Владимирович
Конквест Роберт (англ. Robert Conquest)
Никитин Александр Олегович
Охотин Никита Глебович
Рогинский Арсений Борисович
В 1951 Борис Рогинский был повторно арестован и погиб в заключении. В 1956 семья Рогинских вернулась в Ленинград.
В 1962-1968 Арсений Рогинский - студент историко-филологического факультета Тартуского университета, ученик профессора Ю.М. Лотмана. С 1965 публиковал статьи и документы по истории русского освободительного движения ХIX века.
В 1968-1981 Арсений Рогинский жил в Ленинграде. Работал библиографом в Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, затем преподавателем русского языка и литературы в вечерних школах. Одновременно продолжал историко-исследовательскую деятельность, обнаружил и опубликовал несколько важных документов, касающихся народовольческого периода в российском революционном движении. Постепенно область научных интересов Р. расширялась, а ее центр тяжести смещался в сторону истории России в XX веке.
В диссидентскую и около диссидентскую среду, со многими представителями которой Арсений Рогинский сблизился еще в период учебы в Тартуском университете, он вышел с собственными темами, которые позднее обозначил как "необходимость возвращения исторической памяти" и "воссоздание независимой исторической науки". Первая тема присутствовала в деятельности многих диссидентов еще в 1960-е (Рой МЕДВЕДЕВ, Петр ГРИГОРЕНКО, Марк ПОПОВСКИЙ и ряд других); Рогинский, однако, предложил решать ее не только в публицистическом, но и в академическом ключе, привнести в освоение "белых пятен" советской истории научный профессионализм.
Эту идею он и его друзья попытались осуществить, основав первый самиздатский исторический сборник "Память", составлением и редактированием которого он руководил в 1975-1981. "Редакция считает своим долгом спасать от забвения все обреченные ныне на гибель, на исчезновение исторические факты и имена, и прежде всего имена погибших, затравленных, оклеветанных, судьбы семей, разбитых или уничтоженных поголовно; а также и имена тех, кто казнил, шельмовал, доносил …> наиболее важным здесь для нас является извлечение исторического факта из небытия, спасение его от забвения и введение в оборот - научный и общественный" (из предисловия к первому выпуску сборника "Память").
4.02.1977 на квартире Арсения Рогинского был проведен обыск. 16.06.1977 Рогинскому вынесли предупреждение по Указу ПВС СССР от 25.12.1972 (подписать предупреждение он отказался).
После повторного обыска (6.03.1979) был по требованию КГБ уволен из школы, в которой работал. В 1979-1981, чтобы избежать обвинения в "тунеядстве", Арсений Рогинский оформился на службу в качестве литературного секретаря (эту возможность предоставили ему друзья-гуманитарии - писательница Н.Г. Долинина и профессор Я.С. Лурье).
В апреле 1981 Рогинскому было настоятельно предложено эмигрировать из СССР, однако заявление о выезде он не подал. В июне 1981 был лишен доступа в Публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина "за публикацию документов в зарубежном антисоветском издании" (то есть в "Памяти", переиздававшейся на Западе).
12.08.1981 Арсений Рогинский по указанию органов КГБ был арестован и обвинен в "подделке документов" (имелись в виду так называемые "отношения" - письма из официальных научных учреждений, без которых исследователь не мог получить доступ к архивным материалам; Рогинского обвинили в том, что он предъявлял в архивах отношения с поддельными подписями). Отказался давать следствию какие-либо пояснения по этому поводу, заявив, что считает неправомерной саму практику ограничения доступа к историческим документам; эту же точку зрения отстаивал в своем последнем слове на суде.
В защиту Арсения Рогинскго выступили ряд литераторов (в том числе В. Каверин, Е. Евтушенко, М. Рощин); на судебном процессе показания в его пользу дали известные историки и литературоведы: Б.Ф. Егоров, Я.С. Лурье, В.В. Пугачев. Тем не менее 4.12.1981 народный суд Октябрьского района г. Ленинграда приговорил Арсения Рогинского к четырем годам лишения свободы - максимальной мере наказания по данной статье.
Отбывал срок в лагерях Коми АССР, Мурманской и Кировской областей.
После освобождения (август 1985) возобновил научную работу; ряд его исследований, написанных до ареста, был опубликован под псевдонимами в исторических сборниках "Минувшее" (Париж, 1986 - М., 1998). Составитель и автор примечаний (вместе с Дмитрием Зубаревым) сборника "Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е - 1930-е годы" (М., 1989). Редактор-составитель исторических сборников "Звенья" (Вып. 1. М., 1990, совм. с Никитой Охотиным; Вып. 2. М.;СПб, 1992, совм. с Александром Добкиным).
В 1988-1989 стал одним из основателей историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал", руководил его научными программами. В 1990 по инициативе Арсения Рогинского был основан Научно-информационный и просветительский центр "Мемориал" (в 1996 избран его председателем).
Член правления Российского и председатель правления Международного обществ "Мемориал". В 1990-1993 - эксперт Комитета Верховного Совета Российской Федерации по правам человека, в 1991-1993 - эксперт Комиссии Верховного Совета по передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение и Комиссии Верховного Совета РФ по реабилитации жертв политических репрессий. В 1992 - эксперт Конституционного Суда РФ по "делу КПСС".
В начале 90-х годов - член правления Института "Открытое общество" (Россия), член редколлегий журналов "Звезда" и "Открытая политика". В 1992 полностью реабилитирован. Живет в Москве. Награжден Кавалерским Крестом Ордена Заслуги Речи Посполитой (2005 год.). Офицер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2010 год).
Умер 18.12.2017 в Израиле.
Биографическую справку подготовили Д.И. Зубарев, А.А. Резникова, интернет-портал "Права человека в России" (HRO.org).
Середа Николай Владимирович
Участник экспедиций по Воркутлагу и Карлагу. Автор художественно-документальных мемориальских фотовыставок "Красное колесо", "Надо мной раскаленный шатер Казахстана", "1937: черный юбилей". Николай Середа – программист, разработчик программ автоматизации бухгалтерского учета для НКО. Занимается фотографией, туризмом (кмс), увлекается авторской песней, литературой. В 2011 году Николай Середа получил звание AFIAP – Художник международной федерации фотоискусства.
Документы (5)
1. "Рязань. 1937. Черный юбилей". Интернет-версия документальной выставки.
Смотреть выставку ОНЛАЙН можно здесь: http://issuu.com/memorial62/docs/blak-1937
Полную интернет-версию (128 листов) выставки смотрите в приложении в PDF-файле.
2. "Большой террор и Рязанская Тройка УНКВД".
См. текст также в прилагаемом PDF-файле.
3. Большой террор. 1937 - 1938. Краткая хроника.
См. полный текст в прилагаемом PDF-файле.
4. "1937-й и современность". Тезисы Международного историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал".
См. также текст в прилагаемом PDF-файле.
* * *
Тезисы «Мемориала»
Семьдесят лет назад, по решению высших партийных органов, в СССР развернулась очередная кровавая «чистка», длившаяся почти два года. В исторической публицистике эта репрессивная кампания нередко именуется «Большим Террором»; в народе же ее называют просто — «Тридцать Седьмой».
Коммунистическая диктатура всегда – и до, и после 1937 года – сопровождалась политическими репрессиями. Однако именно Тридцать Седьмой стал в памяти людей зловещим символом системы массовых убийств, организуемых и проводимых государственной властью.
По-видимому, это случилось из-за того, что Большому Террору были присущи некоторые из ряда вон выходящие черты, предопределившие его особое место в истории и то огромное влияние, которое он оказал — и продолжает оказывать — на судьбы нашей страны.
Тридцать Седьмой — это гигантский масштаб репрессий, охвативших все регионы и все без исключения слои общества, от высшего руководства страны до бесконечно далеких от политики крестьян и рабочих. В течение 1937–1938 по политическим обвинениям было арестовано более 1,7 миллиона человек.
А вместе с жертвами депортаций и осужденными «социально вредными элементами» число репрессированных переваливает за два миллиона.
Это невероятная жестокость приговоров: более 700 тысяч арестованных были казнены.
Это беспрецедентная плановость террористических «спецопераций». Вся кампания была тщательно продумана заранее высшим политическим руководством СССР и проходила под его постоянным контролем.
В секретных приказах НКВД определялись сроки проведения отдельных операций, группы и категории населения, подлежавшие «чистке», а также «лимиты» — плановые цифры арестов и расстрелов по каждому региону. Любые изменения, любые «инициативы снизу» должны были согласовываться с Москвой и получать ее одобрение.
Но для основной массы населения, незнакомой с содержанием приказов, логика арестов казалась загадочной и необъяснимой, не вяжущейся со здравым смыслом. В глазах современников Большой Террор выглядел гигантской лотереей. Почти мистическая непостижимость происходящего наводила особенный ужас и порождала у миллионов людей неуверенность в собственной судьбе.
Репрессии основательно затронули в частности, представителей новых советских элит: политической, военной, хозяйственной. Расправа с людьми, имена которых были известны всей стране (именно о них в первую очередь сообщали газеты) и в лояльности которых не было никаких причин сомневаться, увеличивала панику и усугубляла массовый психоз.
Впоследствии родился даже миф о том, что Большой Террор будто бы был направлен исключительно против старых большевиков и партийно-государственной верхушки. На самом деле подавляющее большинство арестованных и расстрелянных были простыми советскими гражданами, беспартийными и ни к каким элитам не принадлежащими.
Тридцать Седьмой — это неизвестные мировой истории масштабы фальсификации обвинений. В 1937–1938 вероятность ареста определялась, главным образом, принадлежностью к какой-либо категории населения, указанной в одном из «оперативных приказов» НКВД, или связями — служебными, родственными, дружескими — с людьми, арестованными ранее.
Формулирование индивидуальной «вины» было заботой следователей. Поэтому сотням и сотням тысяч арестованных предъявлялись фантастические обвинения в «контрреволюционных заговорах», «шпионаже», «подготовке к террористическим актам», «диверсиях» и т.п.
Тридцать Седьмой — это возрождение в ХХ веке норм средневекового инквизиционного процесса, со всей его традиционной атрибутикой: заочностью (в подавляющем большинстве случаев) квазисудебной процедуры, отсутствием защиты, фактическим объединением в рамках одного ведомства ролей следователя, обвинителя, судьи и палача.
Вновь, как во времена инквизиции, главным доказательством стало ритуальное «признание своей вины» самим подследственным.
Стремление добиться такого признания, в сочетании с произвольностью и фантастичностью обвинений, привели к массовому применению пыток; летом 1937-го пытки были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия.
Тридцать Седьмой — это чрезвычайный и закрытый характер судопроизводства. Это тайна, окутавшая отправление «правосудия», это непроницаемая секретность вокруг расстрельных полигонов и мест захоронений казненных.
Это систематическая многолетняя официальная ложь о судьбах расстрелянных: сначала — о мифических «лагерях без права переписки», затем — о кончине, наступившей будто бы от болезни, с указанием фальшивых даты и места смерти.
Тридцать Седьмой — это круговая порука, которой сталинское руководство старалось повязать весь народ. По всей стране проходили собрания, на которых людей заставляли бурно аплодировать публичной лжи о разоблаченных и обезвреженных «врагах народа».
Детей вынуждали отрекаться от арестованных родителей, жен — от мужей.
Это миллионы разбитых семей. Это зловещая аббревиатура «ЧСИР» — «член семьи изменника Родины», которая сама по себе явилась приговором к заключению в специальные лагеря для двадцати тысяч вдов, чьи мужья были казнены по решению Военной Коллегии Верховного Суда.
Это сотни тысяч «сирот Тридцать Седьмого» — людей с украденным детством и изломанной юностью.
Это окончательная девальвация ценности человеческой жизни и свободы.
Это культ чекизма, романтизация насилия, обожествление идола государства.
Это эпоха полного смещения в народном сознании всех правовых понятий.
Наконец, Тридцать Седьмой — это фантастическое сочетание вакханалии террора с безудержной пропагандистской кампанией, восхваляющей самую совершенную в мире советскую демократию, самую демократическую в мире советскую Конституцию, великие свершения и трудовые подвиги советского народа.
Именно в 1937 году окончательно сформировалась характерная черта советского общества — двоемыслие, следствие раздвоения реальности, навязанного пропагандой общественному и индивидуальному сознанию.
И сейчас, семьдесят лет спустя, в стереотипах общественной жизни и государственной политики России и других стран, возникших на развалинах СССР, явственно различимо пагубное влияние как самой катастрофы 1937–1938 гг., так и всей той системы государственного насилия, символом и квинтэссенцией которого стали эти годы.
Эта катастрофа вошла в массовое и индивидуальное подсознание, покалечила психологию людей, обострила застарелые болезни нашего менталитета, унаследованные еще от Российской империи, породила новые опасные комплексы.
Ощущение ничтожности человеческой жизни и свободы перед истуканом Власти — это непреодоленный опыт Большого Террора.
Привычка к «управляемому правосудию», правоохранительные органы, подчиняющие свою деятельность не норме закона, а велениям начальства, — это очевидное наследие Большого Террора.
Имитация демократического процесса при одновременном выхолащивании основных демократических институций и открытом пренебрежении правами и свободами человека, нарушения Конституции, совершаемые под аккомпанемент клятв в незыблемой верности конституционному порядку, — это общественная модель, которая впервые была успешно опробована именно в период Большого Террора.
Рефлекторная неприязнь сегодняшнего бюрократического аппарата к независимой общественной активности, непрекращающиеся попытки поставить ее под жесткий государственный контроль, — это тоже итог Большого Террора, когда большевистский режим поставил последнюю точку в многолетней истории своей борьбы с гражданским обществом.
К 1937 все коллективные формы общественной жизни в СССР — культурной, научной, религиозной, социальной и т.п., не говоря уже о политической, — были уже ликвидированы или подменены имитациями, муляжами; после этого людей можно было уничтожать поодиночке, заодно искореняя из общественного сознания представления о независимости, гражданской ответственности и человеческой солидарности.
Воскрешение в современной российской политике старой концепции «враждебного окружения» — идеологической базы и пропагандистского обеспечения Большого Террора, подозрительность и враждебность ко всему зарубежному, истерический поиск «врагов» за рубежом и «пятой колонны» внутри страны и другие сталинские идеологические шаблоны, обретающие второе рождение в новом политическом контексте — все это свидетельства непреодоленного наследия Тридцать Седьмого в нашей политической и общественной жизни.
Легкость, с которой в нашем обществе возникают и расцветают национализм и ксенофобия, несомненно унаследована нами в том числе и от «национальных спецопераций» 1937–1938, и от депортаций в годы войны целых народов, обвиненных в предательстве, и от «борьбы с космополитизмом», «дела врачей» и сопутствующих всему этому пропагандистских кампаний.
Интеллектуальный конформизм, боязнь всякой «инакости», отсутствие привычки к свободному и независимому мышлению, податливость ко лжи, — это во многом результат Большого Террора.
Безудержный цинизм — оборотная сторона двоемыслия, волчья лагерная мораль («умри ты сегодня, а я завтра»), утрата традиционных семейных ценностей — и этими нашими бедами мы в большой мере обязаны школе Большого Террора, школе ГУЛАГа.
Катастрофическая разобщенность людей, стадность, подменившая коллективизм, острый дефицит человеческой солидарности, — все это результат репрессий, депортаций, насильственных переселений, результат Большого Террора, целью которого ведь и была раздробление общества на атомы, превращение народа в «население», в толпу, которой легко и просто управлять.
Разумеется, сегодня наследие Большого Террора не воплощается и вряд ли может воплотиться в массовые аресты — мы живем в совершенно другую эпоху.
Но это наследие, не осмысленное обществом, и, стало быть, не преодоленное им, легко может стать «скелетом в шкафу», проклятием нынешнего и будущих поколений, прорывающимся наружу то государственной манией величия, то вспышками шпиономании, то рецидивами репрессивной политики.
Что требуется сделать для осмысления и преодоления разрушительного опыта Тридцать Седьмого?
Последние полтора десятилетия показали, что необходимо публичное рассмотрение политического террора советского периода с правовых позиций.
Террористической политике тогдашних руководителей страны, и, прежде всего, генерального идеолога и верховного организатора террора — Иосифа Сталина, конкретным преступлениям, ими совершенным, необходимо дать ясную юридическую оценку.
Только такая оценка может стать точкой отсчета, краеугольным камнем правового и исторического сознания, фундаментом для дальнейшей работы с прошлым.
В противном случае отношение общества к событиям эпохи террора неизбежно будет колебаться в зависимости от изменений политической конъюнктуры, а призрак сталинизма — периодически воскресать и оборачиваться то бюстами диктатора на улицах наших городов, то рецидивами сталинской политической практики в нашей жизни.
Вероятно, для проведения полноценного разбирательства следовало бы создать специальный судебный орган — указывать на прецеденты в мировой юридической практике излишне.
К сожалению, пока что налицо противоположная тенденция: в 2005 Государственная Дума Российской Федерации исключила из преамбулы Закона о реабилитации 1991 года единственное в российском законодательстве упоминание о «моральном ущербе», причиненном жертвам террора.
Нет нужды вдаваться в нравственную и политическую оценку этого шага — она очевидна. Необходимо просто вернуть слова о моральном ущербе в текст Закона. Это надо сделать не только во имя памяти погибших, но и ради самоуважения.
Это надо сделать и для того, чтобы загладить оскорбление, нанесенное нескольким десяткам тысяч глубоких стариков — выжившим узникам Гулага, и сотням тысяч родственников жертв террора.
Однако правовая оценка террора — это важный, но недостаточный шаг.
Необходимо обеспечить благоприятные условия для продолжения и расширения исследовательской работы по истории государственного террора в СССР.
Для этого нужно, прежде всего, снять все ныне действующие искусственные и необоснованные ограничения доступа к архивным материалам, связанным с политическими репрессиями.
Необходимо сделать современное историческое знание об эпохе террора общим достоянием: создать, наконец, школьные и вузовские учебники истории, в которых теме политических репрессий и, в частности, Большому Террору, было бы уделено место, соответствующее их историческому значению.
История советского террора должна стать не только обязательной и значительной частью школьного образования, но и объектом серьезных усилий в области народного просвещения в самом широком смысле слова.
Необходимы просветительные и культурные программы, посвященные этой теме, на государственных каналах телевидения, необходима государственная поддержка издательским проектам по выпуску научной, просветительной, мемуарной литературы, посвященной эпохе террора.
Необходимо создать общенациональный Музей истории государственного террора, соответствующий по своему статусу и уровню масштабам трагедии, и сделать его методическим и научным центром музейной работы по этой теме.
История террора и Гулага должна быть представлена во всех исторических и краеведческих музеях страны, так, как это делается, например, в отношении другой грандиозной исторической трагедии — Великой Отечественной войны.
Необходимо, наконец, воздвигнуть в Москве общенациональный памятник погибшим, который был бы поставлен государством и от имени государства.
Такой памятник нам обещают вот уже 45 лет; пора бы и выполнить обещание.
Но этого мало: надо, чтобы памятники жертвам террора встали по всей стране. К сожалению, во многих городах дело увековечения памяти жертв до сих пор не двинулось дальше закладных камней, установленных 15-18 лет назад.
В стране должны появиться памятные знаки и мемориальные доски, которые отмечали бы места, связанные с инфраструктурой террора: сохранившиеся здания следственных и пересыльных тюрем, политизоляторов, управлений НКВД и Гулага и т.п.
Памятные знаки, указатели и информационные щиты следует установить также в местах дислокации больших лагерных комплексов, на предприятиях, созданных трудом узников, на дорогах, ведущих к сохранившимся руинам лагерных зон.
Необходимо убрать из названий улиц и площадей, да и из названий населенных пунктов, имена государственных деятелей — организаторов и активных участников террора.
Топонимика не может больше оставаться зоной увековечения памяти преступников.
Необходима государственная программа подготовки и издания во всех субъектах Российской Федерации Книг памяти жертв политических репрессий. Сейчас такие Книги памяти выпущены только в части регионов России.
По приблизительным подсчетам, совокупный список имен, перечисленных в этих книгах, охватывает на сегодняшний день не более 20% от общего числа людей, подвергшихся политическим репрессиям.
Срочно необходимо разработать и осуществить общероссийскую или даже межгосударственную программу поиска и мемориализации мест захоронений жертв террора.
Это проблема не столько образовательная и просветительская, сколько нравственная.
На территории бывшего СССР — многие сотни расстрельных рвов и братских могил, где тайно закапывали казненных, тысячи лагерных и спецпоселенческих кладбищ, разрушенных, полуразрушенных и таких, от которых остались лишь следы; от тысяч кладбищ уже и следов не осталось.
Все это способствовало бы восстановлению памяти об одной из крупнейших гуманитарных катастроф ХХ века и помогло бы выработать устойчивый иммунитет к тоталитарным стереотипам.
Сказанное выше относится, в первую очередь, к России, — правопреемнику СССР, самой большой из бывших советских республик, стране, в столице которой располагался центр разработки и запуска террористических кампаний, управления механизмами террора, на территории которой находилась основная часть империи ГУЛАГа.
Однако, очень многое из того, что должно быть сделано, должно делаться на всем пространстве бывшего СССР, лучше всего — совместными усилиями наших стран.
История террора понимается и трактуется в сегодняшних пост-советских государствах по-разному. Это естественно.
Но принципиально важно, чтобы из этой разности возник диалог. Диалог национальных памятей — важная и необходимая часть осмысления исторической правды; плохо лишь, когда он превращается в перебранку, в попытки снять историческую (и, стало быть, гражданскую) ответственность с себя и переложить ее на «другого».
К сожалению, очень часто именно история советского террора становится инструментом сиюминутных межгосударственных политических разборок, а честная совместная работа с общим прошлым подменяется выставлением перечней взаимных обид, счетов и претензий.
Поэтому развернутая комплексная программа, посвященная трагическому опыту прошлого, должна быть, скорее всего, международной и межгосударственной.
Это касается и исторических исследований, и выпуска Книг памяти, и мемориализации мест захоронений, и многого другого — может быть, даже и подготовки школьных учебников.
Память о терроре — это общая память наших народов.
Эта память не разъединяет, а объединяет нас — еще и потому, что это ведь не только память о преступлениях, но и память о совместном противостоянии машине убийств, память об интернациональной солидарности и человеческой взаимопомощи.
Конечно, память о прошлом формируется не Указами и постановлениями правительств.
Судьбы исторической памяти могут определиться лишь в широкой общественной дискуссии. Чем дальше, тем более очевидной становится острая необходимость в такой дискуссии.
В осмыслении Большого Террора и, шире, всего опыта советской истории, нуждается не только Россия и не только страны, входившие в СССР или в состав «социалистического лагеря».
В таком обсуждении нуждается все страны и народы, все человечество, ибо события Большого Террора наложили отпечаток не только на советскую, но и на всемирную историю.
Гулаг, Колыма, Тридцать Седьмой — такие же символы ХХ века, как Освенцим и Хиросима.
Они выходят за пределы исторической судьбы СССР или России и становятся свидетельством хрупкости и неустойчивости человеческой цивилизации, относительности завоеваний прогресса, предупреждением о возможности будущих катастрофических рецидивов варварства.
Поэтому дискуссия о Большом Терроре должна также выйти за рамки национальной проблематики; подобно некоторым из названных выше гуманитарных катастроф, она должна стать предметом общечеловеческой рефлексии.
Но инициатором и средоточием этой дискуссии обязана стать, разумеется, общественная мысль в странах, которые входили в состав СССР, в первую очередь — в России.
К сожалению, именно в России готовность общества узнать и принять правду о своей истории, казавшаяся в конце 1980-х достаточно высокой, сменилась в 1990-е безразличием, апатией и нежеланием «копаться в прошлом».
Есть и силы, прямо заинтересованные в том, чтобы никаких дискуссий на эти темы больше не было.
И в общественном сознании, и в государственной политике усиливаются тенденции, отнюдь не способствующие свободному и прямому разговору о нашей недавней истории.
Эти тенденции нашли свое выражение в официальной, хотя и не всегда четко формулируемой концепции отечественной истории исключительно как «нашего славного прошлого».
Нам говорят, что актуализация памяти о преступлениях, совершенных государством в прошлом, препятствует национальной консолидации (или, выражаясь языком тоталитарной эпохи, «подрывает морально-политическое единство советского народа»).
Нам говорят, что эта память наносит ущерб процессу национального возрождения.
Нам говорят, что мы должны помнить, в первую очередь, о героических достижениях и подвигах народа во имя великой и вечной Державы.
Нам говорят, что народ не хочет иной памяти, отвергает ее.
И в самом деле, значительной части наших сограждан легче принять удобные успокоительные мифы, чем трезво взглянуть на свою трагическую историю и осмыслить ее во имя будущего.
Мы понимаем, почему это так: честное осмысление прошлого возлагает на плечи ныне живущих поколений огромную и непривычную тяжесть исторической и гражданской ответственности.
Но мы уверены: без принятия на себя этого, в самом деле – тяжелейшего, груза ответственности за прошлое у нас не будет никакой национальной консолидации и никакого возрождения.
В канун одной из самых страшных годовщин нашей общей истории «Мемориал» призывает всех, кому дорого будущее наших стран и народов, пристально вглядеться в прошлое и постараться понять его уроки.
Международное общество Мемориал.
5. Большой террор. Работа Роберта Конквеста.
См. полный текст в прилагаемых TXT-файлах.