18. Этлис Мирон Маркович (1929 - 2013). Из воспоминаний о политических делах в Рязанском Медицинском институте в 1951 и 1953 гг.
"Рязанский мединститут им. И. П. Павлова был создан в 1950 году на базе переведенного из Москвы бывшего Третьего Московского мединститута. Я был среди тех студентов-энтузиастов, которые с удовольствием восприняли такое изменение в своей жизни.
Переезд как бы отодвигал на задний план то, что до перевода института в Рязань было пережито в Москве на волнах борьбы с космополитизмом, с разоблачениями в языкознании, с „лазутчиками империализма" — формальными генетиками <...>. Как далек я был от представления, что в Рязани с появлением нового института на него и на нас всех смотрит, не сморгнет, так хорошо описанное Салтыковым-Щедриным "око недреманное"
<...>
В Рязани мои интересы относились к деятельности научного студенческого общества, в делах которого я активно участвовал. Надо было, в частности, найти в Рязани старосту для микробиологического кружка для профессора Нины Георгиевны Клюевой, посмотреть ребят младшего курса, которых я знал хуже, чем своих однокурсников. И тут
я вспомнил, что одного из них встречал в общем читальном зале в библиотеке им. В. И. Ленина. А там случайных студентов без каких-то научных интересов бывало немного. И я отправился в общежитие младшекурсников в Рязани на улицу Маяковского. Юношу нашли. Это был Владлен Фурман, студент второго курса. Я без долгих разговоров предложил ему возглавить нужный кружок. Он ответил что-то неопределенное, а потом мы решили прогуляться по улицам Рязани, поговорить. Разговор этот продолжался много часов. И восстанавливать его в памяти мне пришлось через два года на следствии...
Фурман тогда обвинил меня в академизме, в увлеченности "наукой вообще" и прямо сказал, что из-за этого я не вижу, что происходит вокруг, в какой исторический момент мы живем. И дальше последовал текст, один к одному соответствовавший фактической части того, что было доложено через шесть лет на ХХ съезде партии. Но с подробностями, ради которых Фурман по памяти цитировал материалы многих
предыдущих съездов. В его словах было действительно все, относящееся к критике культа личности И. В. Сталина. <...> Например, о страшных перегибах в деревне, связанных со сплошной насильственной коллективизацией и послевоенным обнищанием, голодовками, символическим характером выплат за трудодень. <...>
Информация Фурмана произвела на меня большое впечатление. <...> С полнейшей наивностью я попытался разыскать в библиотеке материалы, упоминавшиеся моим собеседником, естественно, следов их не нашел и успокоился, захваченный потоком дел и событий".
<...>
Через какое-то время Владлен Фурман меня разыскал. <...> Мой юноша после небольшого вступления объявил, что имеет поручение от своих московских товарищей предложить мне войти в организацию, которая ставит перед собой цель — бороться за дело революции. О составе организации (СДР) и прочем я узнаю, если ознакомлюсь и соглашусь с программой.
И он показал мне несколько листков, вырванных из блокнота и исписанных карандашом. <...> Мы стояли в Рязани на углу улиц Свободы и Пожалостина поздним вечером. Небо было чистое, звездное. И я сказал: "Ты провокатор, или вы все попались на провокацию. Вы — обречены. И если я пойду сейчас по Пожалостина, поверну налево к зданию МВД и заявлю о нашем разговоре, то в твоей судьбе всё изменится. Но звезды показывают иной путь — по улице Свободы на улицу Фурманова, в общагу. Давай разойдемся и забудем друг друга."
<...>
В январе—феврале 1951 года в учебных корпусах и общежитиях Рязанского медицинского появились чекисты. Преподаватели и студенты передавали из уст в уста: "Ищут членов еврейской студенческой антисоветской организации". 18 января 1951 года в Рязани арестовали студента-медика Владлена Фурмана.
<...>
Думаю, что мой отказ вступить в СДР спас меня тогда от ареста в Рязани в 1951-м. Но отсрочка получилась не очень долгой. После ареста ночь с 4 на 5 марта 1953 года моим делом в Рязанском МГБ и рязанской тюрьме занимались полковник Олейник, подполковники Бубяшев и Камшилов, прокурор подполковник Кучерявый. Мне нечего было скрывать, ибо никакого антисоветского умысла, замысла или "намерения" у меня не было. Похоже, что так же вел себя Владлен Фурман, которого допрашивал обо мне сам Кобулов (заместитель министра). Я убедился в конце следствия: то, что было зафиксировано в стенограмме допроса Фурмана, и то, что рассказал я, совпало до деталей. Не стал я опровергать и содержание разговора с Вадимом К. о "деле врачей". За две-три недели беспрерывных ночных допросов (днем спать не давали) вся информация, необходимая для конструирования "дела", была <...> следователями <...> выжата из меня".
Заседания трибунала (председатель капитан Лисицын) по моему делу по ст. 58 проходили в здании Рязанского областного МВД. Приговор: 25 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах.
<...>
По сравнению с тем, что довелось пережить другим, всё, что досталось в рязанской тюрьме мне, - это чепуха. Ну, бессонница, несколько раз избивали кого-то за стеной, <...> оставили наедине с верзилой, лишь угрожавшим мне избиением. Держали два месяца в одиночной карцероподобной камере, темной и сырой. Насильно кормили через шланг при объявлении голодовки...
<...>
В 1953-1954 годах я в лагере, в Экибастузугле. Работал в каменном карьере, в бригаде арматурщиков и каменщиков. Участвовал в строительстве Экибастузской ТЭЦ. В 1955 году был этапирован в Рязань на "переследование". Возвращен в Казахстан, этап Рязань – Москва –Джезказган. В 1955-м было принято решение Военной коллегии Верховного суда СССР о сокращении моего срока заключения до 10 лет. В 1955–1956 году лагерь в Джезказгане, работал лагерным врачом. Амнистирован в 1956-м. Вернулся в Москву. В 1957 году был, наконец, реабилитирован...
Имена (2)
Этлис Мирон Маркович
1929, 29 марта. — Родился в Москве. Отец – М.Б. Этлис, бывший красный комиссар. Мать – И.С. Цыбулина.
1920-е гг, начало. — Арест и освобождение отца.
1940-е гг. — Учеба в 3-м медицинском институте в Москве. Моральная атмосфера в институте после сессии ВАСХНИЛ (август 1948).
1949–1953, начало. — Переезд в Рязань в связи с переводом туда бывшего 3-го мединститута и созданием на его базе Рязанского мединститута им. И.П. Павлова.
1951. — Отказ вступить в студенческую организацию «Союз борьбы за дело революции» (СДР).
1952, 26 марта. — Расстрел участников СДР В. Фурмана, Е. Гуревича, Б. Слуцкого.
1953, ночь с 4 на 5 марта. — Арест в Рязани.
1953, март – 1953, середина. — Рязанская тюрьма. Следствие. Голодовка. Насильственное кормление. Приговор: 25 лет лишения свободы: ст. 58, пп. 8 (через 19), 10, 11 (через 19). Этап через Челябинск в Экибастуз.
1953, осень – 1954. — Экибастузуголь. Работа в каменном карьере (бригада арматурщиков и каменщиков). Участие в строительстве Экибастузской ТЭЦ.
1955. — Этапирование в Рязань на «переследование». Возвращение в Казахстан (этап Рязань – Москва –Джезказган).
1955 (?). — Решение Военной коллегии Верховного суда СССР о сокращении срока заключения до 10 лет (ст. 58-10).
1955–1956. — Лагерь в Джезказгане. Работа лагерным врачом.
1956. — Амнистия. Возвращение в Москву.
1957. — Реабилитация.
С 1989. -Председатель Магаданского отделения общества "Мемориал".
1991, лето. — Участие в открытии памятника (камня с мемориальной доской) на «Серпантинке» (Колымская внутренняя тюрьма смертников).
1991. – Совместно с Сандлер А. С. выпустил книгу "Современники ГУЛАГа : Книга воспоминаний и размышлений".
1996, июнь. — Участие в открытии памятника скульптора Э. Неизвестного и архитектора К. Казаева "Маска скорби" у подножия сопки "Крутая" (г. Магадан).
Советник президента Северного Международного университета в г. Магадане.
2013, апрель. – Скончался в возрасте 84 лет.
Фурман Владилен (Владлен) Леонидович
Дата рождения: 1931 г. Место рождения: г. Одесса. Национальность: еврей. Социальное происхождение: из служащих. Окончил среднюю школу в Москве. Место проживания в Москве: Кривоколенный пер., д.11/13, кв. 1. Поступил в Третий Московский мединститут, который был в 1950-м году переведен в Рязань. Место работы/учебы: студент Рязанского медицинского института им. Павлова. Дата ареста: 19 января 1951 года в Рязани. Обвинение: ст.ст. 58-1 «а», 58-8, 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР - " <…> являлся одним из основателей и руководителей еврейской антисоветской террористической молодежной организации <...>". Во время следствия содержался в Лефортовской тюрьме МГБ СССР в Москве. Осуждение: 13 февраля 1952 года Военной Коллегией Верховного суда СССР (ВКВС) к расстрелу. Дата расстрела: 26 марта 1952 года в Москве. Место захоронения: Москва, Донское кладбище. 21.04.1956 года ВКВС пересмотрело приговор: признан осужденным по ст.ст. 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет без конфискации имущества. Реабилитирован 18 июля 1989 года Пленумом Верховного Суда СССР. Архивное дело: Р-35251. 15 сентября 2019 года на доме в Москве, где жил Владилен Фурман, была установлена посвященная ему табличка "Последнего адреса".
-------------------------------------
Владилен Фурман – соавтор «Союза борьбы за дело революции», организованного в Москве вместе со студентами Евгением Гуревичем и Борисом Слуцким в 1950 году. Была составлена программа и манифест организации. В них говорилось о перерождении социализма в государственный капитализм, сталинский строй характеризовался как бонапартизм, отмечалось отсутствие гражданских свобод, фарсовость выборов, империалистический характер внешней политики, катастрофическое состояние сельского хозяйства. Для размножения документов члены организации изготовили гектограф. В январе-феврале 1951 года члены организации были арестованы органами МГБ. 13 февраля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор по этому делу. В приговоре было указано, что группой еврейских националистов была создана изменническая, террористическая организация, участники которой ставили свой целью свержение существующего в СССР строя путём вооруженного восстания и совершения террористических актов над руководителями Советского правительства и КПСС. Слуцкий, Гуревич и Фурман были приговорены к расстрелу, десять членов организации — к 25 годам заключения, а ещё трое — к 10 годам. Единственной, кто не признал себя виновной на суде, была Майя Улановская. Трое лидеров «Союза борьбы за дело революции» были расстреляны 26 марта 1952, прах захоронен на Донском кладбище. Оставшиеся в живых осуждённые были освобождены из лагерей после пересмотра дела в 1956 году. В 1989 году все обвиняемые по этому делу, некоторые посмертно, были реабилитированы «за отсутствием события и состава преступления».
- Члены организации, приговорённые к смертной казни:
Гуревич Евгений Зиновьевич (1931)
Слуцкий Борис Владимирович (1932)
Фурман Владилен Леонидович (1931)
- Приговорённые к 25 годам заключения:
Аргинская Ирэна Ильинична (1932)
Винникова Ида Львовна (1931)
Воин Феликс Миронович (1931)
Мазур Григорий Гдальевич (1931)
Мельников Владимир Захарович (1932)
Панфилова Екатерина Михайловна (1932)
Печуро Сусанна Соломоновна (1933)
Рейф Алла Евгеньевна (1931)
Улановская Майя Александровна (1932)
Эльгиссер Инна Леоновна (1930)
- Приговорённые к 10 годам заключения:
Рабинович Тамара Лазаревна (1932)
Смирнова Галина Аифаловна (1931)
Уфлянд Нина Евгеньевна (1934)
.
Изображения (3)
Этлис Мирон Маркович (1929 - 2013). Фотография ок. 1956 года.
Этлис Мирон Маркович (1929 - 2013). Фотография ок. 1996 года.
-------------------------------------------
СМ. ПОДРОБНЕЕ: Фурман Владилен (Владлен) Леонидович. Рязанский Мартиролог.[Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/486055785?lc=ru (дата обращения 2019 г.).