1.Награды, знаки органов. РСФСР/СССР: Награды, знаки сотрудников советских органов ( Знаки и награды ЧК - НКВД )
Награды, знаки сотрудников советских карательных органов.
Имена (6)
Болотов Степан Архипович (ЧК-ГПУ), Сотрудник ОГПУ
Болотов Степан Архипович, 1894 г.р., уроженец д.Тупики Острожской волости Оханского уезда Пермской губернии. Служил в конвойном подразделении. Председатель ЧК в пермском городе Оханске в 1918 году. В июле 1918 года командовал отрядом красногвардейцев по подавлению Шлыковского крестьянского восстания, руководил проведением Красного террора в Оханском уезде, участвовал в казнях. Помощник заведующего Активной частью Особого отдела ВЧК при 3-й Армии Восточного Фронта в 1919 году. В служебной анкете про службу в 1918-1919 гг. указал: "Разстрелял сотни белых офицеров за провокацию, шпионаж и прочие государственные преступления". Председатель Черноморской ЧК в Новороссийске в 1920 году. Сотрудник Полномочного Представительства ВЧК по Кавказу в 1921 году. Прикомандированный сотрудник ГубЧК в Рязани и Туле. Начальник Секретной оперативной части Пермского Губернского отдела ГПУ в 1922 году. Начальник Пермского губернского отдела ГПУ в 1923 году. C февраля 1926 года начальник Читинского окружного отдела ГПУ. С мая 1927 года начальник Черноморского окружного отд. ГПУ. С декабря 1927 года начальник Донецкого окружного отд. ГПУ. Освобожден с этой должности с 1 января 1929 года как находящийся под следствием (прик. ОГПУ № 51 от 16.03.1929г.) Отстранен от службы в ГПУ, обвинялся "в разложении подчиненных, в расконспирировании агентурной деятельности, пьянстве, аморальном поведении" и т. д. Был исключен из партии и осужден к лишению свободы. Срок по ходатайствам высокопоставленных чекистов отбывал в качестве сотрудника ГУЛАГа, служил в Соловецком лагере особого назначения, в Вишерском ИТЛ, в Дальневосточном ИТЛ. После досрочного освобождения работал заместителем директора Пермского медицинского института, снабженцем оборонного завода. Несмотря на неоднократные попытки, не смог восстановиться на службе в НКВД. Покончил с собой в 1947 году, оставив богатый и крайне интересный личный архив, а также коллекцию оружия. Всё было изъято в ходе расследования. В 1990-е годы документы из архивной коллекции Болотова появились на антикварных аукционах и осели в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Еремин Степан Гаврилович, Сотрудник ОГПУ
Жаворонкова, Сотрудник ОГПУ
Иодто Михаил Николаевич, Сотрудник ОГПУ
Пудовкин С.А., Сотрудник ОГПУ
Документы (23)
1. Нагрудный знак 5 лет ВЧК-ГПУ. "Почетный чекист". ( Знаки и награды ЧК - НКВД )
Тогда, по воспоминаниям М.П.Шрейдера, этого звания были удостоены около 140 человек (Шрейдер М.П. Воспоминания // Архив НИПЦ «Мемориал»). Но лишь в 1923 г. были разработаны и утверждены Коллегией ГПУ положение и описание знака «Почетный работник ВЧК-ГПУ».
По всей видимости, в декабре 1922 г. обсуждалась лишь идея учреждения нагрудного знака, которая была переведена в практическую плоскость на заседании Коллегии ГПУ 7 июня 1923 г.
С предложением о награждении сотрудников ГПУ к пятилетию органов ВЧК-ГПУ выступил заместитель председателя ГПУ И.С.Уншлихт. Решение Коллегии было следующим: а) Создать комиссию под председательством т.Петерса и членов т.Воронцова, Фельдмана, Беленького и Медведя, которой в недельный срок выработать статут о награждении сотрудников ГПУ нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ. б) Наградить нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ следующих тов.тов. Апетер, Могилевский, Скрипник, Ксенофонтов, Шварц Семен, Битенек, Габалин, Яковлева и Рославец.
На этом же заседании следующим пунктом было оформлено и еще одно награждение: «Присудить тов. Енукидзе звание почетного чекиста, выдав ему нагрудный знак к 5-летию органов ВЧК-ГПУ».
До июня 1923 г. присваивалось лишь само звание, тогда как после упомянутого решения Коллегии ГПУ речь шла уже и о вручении нагрудного знака. Однако лица, перечисленные в решении Коллегии ГПУ от 7 июня 1923 г., не были первыми кавалерами этого знака.
Когда состоялось вручение, знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» №1 оказался у Ф.Э.Дзержинского, №2 — у Я.Х.Петерса, №3 — у А.Я.Беленького, №4 — у В.И.Савинова и т.д.
Руководящей верхушке ГПУ, надо полагать, почетные звания присвоили еще в декабре 1922 г., а сам знак вручили позднее, после его официального учреждения.
Положение о почетном знаке «ВЧК-ГПУ» с его описанием было утверждено 12 июля на заседании Коллегии ГПУ и объявлено Приказом ГПУ №307 от 19 июля 1923 г.
Описание знака было следующим: "Почетный юбилейный знак ВЧК/ГПУ изображает овальный обруч из матового серебра с надписью «ВЧК–1917 г. ГПУ–1922 г.». На обруч наложен серп и молот, перекрещенный мечом, эта эмблема окаймлена римской цифрой «ПЯТЬ», покрытой красной эмалью. На обороте знака гравируется порядковый номер его."
В положении говорилось о том, что знак имеет «значение награды достойнейших сотрудников ВЧК/ГПУ, своей работой в органах ВЧК/ГПУ заслуживших быть особо-отмеченными» (там же). Награждаемый должен был иметь «особые заслуги перед Республикой» и стаж работы в органах не менее 3 лет. Не могли быть награждены ранее судимые, лишенные права работать в органах ГПУ и исключенные из партии.
Награждение (как и лишение знака) производилось постановлением Коллегии ГПУ и должно было объявляться приказами ГПУ. (Последнее, однако, не выполнялось. Нами не выявлено таких объявлений в приказах по ОГПУ периода 1923-31 гг.).
В положении о почетном знаке не оговаривалась обязательная партийность претендента. По этому поводу разгорелась дискуссия, но большинство решило, что это оговаривать не обязательно, ибо и так существовал порядок, по которому в «органах» на большинстве должностей могли быть только коммунисты.
Ягода не согласился с мнением коллег, и в протоколе заседания Коллегии появилась запись: «Ягода остается при своем мнении». Свои мысли о назначении почетного знака и порядке награждения Ягода изложил в отдельной записке. «Получение почетного знака ГПУ, — писал он, — должно быть затруднено до максимума». Одним из условий, затрудняющих получение знака, Ягода считал обязательное членство претендента в коммунистической партии.
Особый смысл знака «Почетного чекиста» Ягода понимал так: «Почетный знак есть круговая порука всех носящих его в безграничной преданности делу Революции. Какая же может быть круговая порука, когда основное условие спайки прервано награждением знаком беспартийным каковая повлечет за собой нежелательные последствия. Считая постановление Коллегии неправильным, я остаюсь при вышеизложенном мнении, каковое прошу приобщить к протоколу». (Особенности стиля и орфографии документа сохранены.)
В утвержденном Коллегией ГПУ положении о почетном знаке говорилось, что кавалеры его, «уходя из органов ГПУ на другую советскую, политическую или профессиональную работу, сохраняя звание “Почетных Чекистов”, должны связываться с органами ГПУ по месту их нахождения, постоянно оказывая этим органам соответствующую помощь и содействие».
Такие же обязанности возлагались и на лиц, не работавших в ВЧК-ГПУ, но награжденных этим знаком. Все они имели право беспрепятственного входа в здания всех органов ГПУ по предъявлению грамоты к почетному знаку.
Приказом ОГПУ №245 от 9 ноября 1929 г. был объявлен «Статут прав и обязанностей кавалеров Почетного знака ВЧК-ГПУ». Им полагались после увольнения из ОГПУ: повышенная пенсия, сохранение квартир в ведомственных домах ОГПУ, прикрепление к лечебным учреждениям ОГПУ и получение санаторных путевок, право получения вне очереди жилья, право ношения чекистской формы одежды и право хранения, приобретения и ношения оружия.
Позднее приказами ОГПУ от 4 мая 1930 г. и 25 июня 1931 г. к этим льготам прибавились, соответственно, ежемесячная денежная надбавка к зарплате в размере 30 рублей и право получения пенсии по линии ОГПУ.
Всего почетным знаком V годовщины ВЧК-ГПУ было награждено около 800 человек. Сообщения о награждении в конце 1931 и в 1932 г. стали объявляться приказами по ОГПУ.
Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V годовщины вручался вплоть до конца 1932 г., когда в канун 15-летней годовщины ВЧК-ОГПУ был учрежден другой вариант этого знака — с римскими цифрами «XV» вместо «V».
(Историческая справка Н.Петров, К.Скоркин "Ведомственные награды в ВЧК-КГБ".
2. Нагрудный знак 10 лет ВЧК-ГПУ ("Юбилейный жетон").
В промежутке между годовщинами в 1927 г. к 10-летнему юбилею ОГПУ был учрежден значок с профилем Дзержинского на фоне красного знамени. Наградным почетным знаком он не являлся, ибо не имел индивидуального номера на обороте и вручался без решения какого-либо центрального руководящего органа.
В Приказе ОГПУ №250а от 17 декабря 1927 г. он именовался «юбилейным жетоном» и местом его ношения был определен левый нагрудный карман, тогда как настоящие наградные знаки «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V или XV годовщин, как и ордена СССР, носились до 1943 г. над левым нагрудным карманом (а не на самом кармане).
(Историческая справка Н.Петров, К.Скоркин "Ведомственные награды в ВЧК-КГБ".)
3. Нагрудный почетный знак 15 лет ВЧК-ГПУ. "Почетный работник ВЧК–ГПУ"
Как и предыдущий знак (V годовщины) он присваивался за «выдающиеся заслуги», но при этом оговаривался стаж службы претендента в органах или войсках ОГПУ — не меньше 10 лет.
Впрочем, этот критерий строго не соблюдался, и в последующие годы почетный знак порой вручался и партийным выдвиженцам, недавно попавшим в «органы» (например, в 1938 г. знаком были награждены В.Е.Цесарский и И.И.Шапиро, пришедшие на руководящую работу в НКВД в 1936 г. вслед за Ежовым).
Кавалеры почетного знака XV годовщины именовались так же, как и кавалеры предыдущего знака — «Почетный работник ВЧК-ГПУ», незначительно различались лишь сами знаки — цифрами годовщин.
Разумеется, сохранялась (и это оговаривалось в Приказе ОГПУ от 23 ноября 1932 г.) вся система привилегий для кавалеров нового знака.
Правда, со временем привилегии постепенно отменяли. Так в 1933 г. была отменена ежемесячная 30-рублевая добавка к зарплате, в 1935 г. отменили льготное исчисление пенсии и право обязательного перевода на пенсию по линии ОГПУ, в 1937 г. отменили сначала право ношения чекистской формы после увольнения, а затем и право беспрепятственного входа во все здания органов госбезопасности (новому наркому Ежову, видимо, не нравилось, что подозрительные «Почетные чекисты», давно уволенные из системы, болтаются под ногами и мешают работать).
В итоге из всех привилегий остались: право на хранение и ношение оружия и право на сохранение после увольнения жилой площади в ведомственных домах НКВД.
Знак XV годовщины присваивался приказами по ОГПУ-НКВД и вручался вплоть до 1940 г.
Всего было вручено немногим более 3.000 знаков. К каждому знаку полагалась почетная грамота — наподобие орденской книжки (первоначально в обложке из кожи с оттиском изображения знака), в которой были вписаны: имя награжденного, дата и номер приказа о награждении, номер самого знака. Все это скреплялось подписью Председателя ОГПУ (Наркома ВД).
Знак на оборотной стороне имел выгравированный номер, который должен был соответствовать указанному в грамоте.
(Историческая справка Н.Петров, К.Скоркин "Ведомственные награды в ВЧК-КГБ".)
4. Грамота о награждении сотрудника ГПУ часами.1932.
5. Наградное письмо о присуждении портсигара чекисту Иодто Михаилу Николаевичу.1923
6. Наградная накладка на личное оружие чекиста Сухоняк (Сугоняк) Ивана.1927.
7. Портсигар наградной от ОГПУ Макушину В.А. 1927 год
8. Грамота Магнитогорского Горотдела ОГПУ тов. Жаворонковой. 1933.
9. Часы наградные Пудовкину С.А. от Коллегии ОГПУ.
10. Подстаканник Николаеву Н.М. от ОГПУ.
11. Юбилейная тарелка 10 лет РККА.
12. Часы НКВД 1937.
13. Наградные часы Гордильеву А.М. от Черокротдела ОГПУ. 1928.
14. Личный Знак 56. Часть НКВД п/я 176
15. Знак Сельский исполнитель
НКВД вынужден был констатировать "массу случаев преступлений со стороны милиционеров в целях создания условий нормального существования: растраты, взятки, укрывательство самогонщиков и даже грабежи и разбои".
Из сложившегося положения власть пыталась найти выход, изменив государственно-правового статуса милиции.
Характерное явление того времени - увлечение идеей привлечения трудящихся (на общественных началах, в форме повинности) к охране общественного порядка.
Предполагалось таким образом сократить расходы на штатный состав милиции. С этой целью 27 марта 1924 г. ВЦИК и СНК приняли декрет о сельских исполнителях.
Этот институт учреждался при сельских Советах для "охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности граждан".
Кроме того, сельские исполнители должны были осуществлять "законные приказы о задержании граждан, охранять и конвоировать задержанных и вообще наблюдать за исполнением правопорядка, установленного советскими законами".
Приказом ЦАУ НКВД РСФСР № 212 от 31.12.1926 г. был введен нагрудный знак для сельских исполнителей.
Нагрудный значок состоял из металлического выпуклого удлиненного щита закругленной формы, размером в длину — 83 мм, шириной в наиболее широкой части — 60 мм, с изображением на нем на фоне восходящего солнца с лучами — снопа, размером в длину — 41 мм, в ширину — 40 мм. Поверх снопа расположены скрещенные серп и молот.
В верхней части значка над снопом помещалась красная пятиконечная звезда диаметром в 10 мм. В нижней части значка под снопом помещалась лента длиной в 42 мм, шириной в 13 мм.
Лента была красного цвета с надписью выпуклыми буквами в две строки "сельский исполнитель".
Весь значок, кроме звезды и ленты, был медно-золотистого цвета.
Институт сельских исполнителей как "организационная форма участия трудящегося крестьянства в охране общественного порядка" просуществовал с 1924 по 1932 гг.
Электронная копия была приобретена на антикварном рынке у NN в январе 2011 года. Копийный материал Архивной коллекции Рязанского общества "Мемориал".
16. Знак Школа проводников ищеек НКВД
По свидетельствам экспертов кинологов "большая часть псов работала в ГУЛАГе. В процентном отношении 75% собак - охрана лагерей, 10% - погранвойска, 8% - вневедомственная охрана, 5% - уголовный розыск, 2% - контрразведка."
В частности, в 1939 году в составе НКВД СССР функционировали следующие школы служебного собаководства: школа служебного собаководства ГУЛАГ НКВД, 5 школ служебного собаководства ГУМ НКВД.
На 1 апреля 1956 года "для усиления службы по охране заключенных и розыска беглецов" в ВОХР мест заключения МВД использовалось 10.729 служебных собак, в том числе 1.686 розыскных, 1.434 конвойных и 7.609 караульных и имелось 4 школы по подготовке сержантов-проводников розыскных собак, 25 питомников служебного собаководства.
17. Знак "Заслуженный работник НКВД"
Приказ НКВД №1007 от 6 ноября 1940 г. объявил утвержденное Совнаркомом СССР Положение о знаке «Заслуженный работник НКВД»:
1. Знак «Заслуженный работник НКВД» устанавливается для награждения личного состава органов и войск НКВД СССР за заслуги в деле руководства или непосредственного выполнения работы по охране государственной безопасности Союза ССР.
2. Награждение знаком «Заслуженный работник НКВД» производится Народным Комиссаром Внутренних Дел СССР. Одновременно со знаком выдается грамота.
3. Награжденные знаком «Заслуженный работник НКВД» служат примером образцового выполнения своих обязанностей. Они должны быть беззаветно преданными партии Ленина-Сталина, бдительными и беспощадными в борьбе с врагами советского государства.
4. Награжденные знаком «Заслуженный работник НКВД» имеют преимущественное право на получение жилплощади в домах НКВД.
5. Награжденные могут быть лишены знаки «Заслуженный работник НКВД» за порочащие звание чекиста проступки приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР."
Описание новой награды в деталях несколько отличалось от предыдущих почетных знаков, хотя общий дизайн сохранялся: "Знак «Заслуженный работник НКВД» имеет эллипсовидную форму стального цвета с ребристой поверхностью. В центре эллипса на фоне красной эмали, изображающей лучи восходящего солнца, располагается меч, серп и молот, окаймленные лентой красной эмали с надписью в центре «НКВД». Серп и молот и рукоятка меча позолочены. Знак изготовляется из серебра.
Было предусмотрено, что Положение о знаке «Заслуженный работник НКВД» распространяется и на награжденных ранее юбилейными почетными знаками V и XV годовщин, а сами эти знаки остаются у работников и новым знаком не заменяются.
Еще в апреле-июне 1940 г. большая группа работников НКВД была награждена знаками «Почетного работника ВЧК-ГПУ». Однако сами знаки (старого образца) им еще не были выданы. Вышеумомянутым Приказом НКВД от 6 ноября 1940 г. было решено выдать им знак «Заслуженный работник НКВД».
Таким образом первыми кавалерами нового знака стали чекисты, награжденные еще 27 апреля 1940 г. (Приказом НКВД №289). Знак «Заслуженный работник НКВД» присваивался как приказами по НКВД, так и по НКГБ СССР после разделения Наркомата.
Нам известны приказы по Наркомату госбезопасности, изданные в 1941 и 1944 г., которыми производилось награждение чекистов знаком «Заслуженный работник НКВД».
(Историческая справка Н.Петров, К.Скоркин "Ведомственные награды в ВЧК-КГБ".).
Электронные копии были приобретены на антикварных рынках у NN в 2009-2011 годах. Копийный материал Архивной коллекции Рязанского общества "Мемориал".
18. Портсигар наградной НКВД. Ватолину А.В . 1934.
Размеры: длина 11см, ширина 8.5см. Общий вес 146 гр.
19. От ВЧК к ФСИН. Знаки в Музее Усольлага.
Справка. В 1939 году в Усольлаге умерло 1782 заключенных. В 1940-м в этом лагере умерло 910 заключенных. ( ГА РФ, ф.9414,оп.1, д.1155, л.2, д.2740, л.1, 5, 8,1 4, 26, 38, 42, 48, 58, 96-110).
В 1941-1942 гг в Усольлаге умерло 6741 человек. В 1-м квартале 1942-го в этом лагере умирало в среднем 800 человек в месяц. ( ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 8. Д. 94. Л. 47).
Даже за 1944 г. Усольлаг среди лесных лагерей ГУЛАГа имел самую высокую смертность и заболеваемость. ( ГОПАПО. Ф. 4460. Оп. 1. Д. 62, 41). Здесь за 1944 год умерло 4017 заключенных.
Представитель Управления лагерей лесной промышленности НКВД Берлянд опроверг обычную отговорку лагерного начальства о том, что умирают в основном прибывшие из тюрем по этапу заключенные. Он проанализировал статистику смертности в Усольлаге за декабрь 1944 г. и пришел к выводу, что 62% умерших в момент поступления в лагерь находились в хорошей физической форме, «молодом, цветущем возрасте». Большая часть этих заключенных умерла после 4 месяцев пребывания в лагере от дистрофии (Там же. Д. 74. Л. 41–44.)/
(Цит.по по С.А.Шевирын.Производственная деятельность Усольского ИТЛ (1938–1953 гг.)”//История пенитенциарной системы России в ХХ веке: Сборник материалов международного научного семинара. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 286 с)
20. Портсигар наградной Биткину В.И. "За отличную стрельбу ТУРКМ НКВД СССР 1939 г."
На крышке портсигара в глубоком рельефе изображен пограничник с собакой. На правой створке хорошо различимо клеймо производителя - "Ювелирторг. Киев". На левой створке гравирована дарственная надпись - "Тов. Биткину В.И. За отличную стрельбу ТУРКМ НКВД СССР 1939 г".
1939 год. Размер: 11х8,5 см.
21. Наградные наручные часы МГБ СССР Байбекову. 1946 г.
22. Грамота НКВД СССР Фитину П.М. 1942 г.
Надпись на грамоте гласит "Чекист должен быть: беззаветно преданным партии Ленина-Сталина. Бдительным и беспощадным в борьбе с врагами Советского государства".
23. Наградные карманные часы Борисовичу Н.Г. в день Х-летия В.Ч.К. - О.Г.П.У. 1927.
На ее внутренней стороне - гравированная надпись: "Славному бойцу - чекисту тов. Борисовичу Николаю Гавриловичу в день Х-летия В.Ч.К. - О.Г.П.У. Командование 21 Япо - Г.П.У. 20 декабря 1927 года".
Борисович Николай Гаврилович был первым командиром 157-го (ранее 28-го) полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, зачислен в резерв с 01.08.1934, приказ НКВД СССР № 78 от 28.08.1934. Награжден именными часами и почетным знаком "XV лет ВЧК-ГПУ".