Барон Фанни Анисимовна
Барон Фаня ( Фанни ) Анисимовна родилась в 1887 году в Вильне в еврейской семье. После окончания учёбы работала конторщицей, присоединилась к анархистам. Участница анархо-синдикалистского движения с 1912 года. До революции была в эмиграции в США, куда из сибирской ссылки бежал ее муж, известный анархист Арон Барон. В Чикаго Бароны работали в анархической газете Alarm вместе с Люси Парсонс. Фаня Барон была активисткой американской организации "Индустриальные рабочие мира" (1912-1917). Во время массовых протестов безработных в начале 1915 года Фанни вместе с мужем была в первых рядах демонстрантов и принимала непосредственное участие в столкновениях с полицией. За свою деятельность супруги Барон несколько раз подвергались арестам.
В июне 1917 года Фанни с мужем вернулись в Россию и сразу оказались в гуще общественно-политической жизни. Фанни Барон - участница создания Конфедерации анархистов Украины (КАУ), делегат всех ее легальных и подпольных съездов и конференций. 25.11.1920 года Барон была арестована Всеукраинской ЧК в Харькове при разгроме КАУ.
С весны 1921 года Фаня Барон содержалась в Рязанской тюрьме, откуда бежала с группой политических заключенных в ночь с 18 на 19 июня 1921 года. Помогали беглецам московская группа "анархистов подполья" (Потехин В.С. и Перельман Ю.Г.) и рязанские анархисты-коммунисты Александр Николаевич Топилин (расстрелянный в 1922 году) и Красавчиков Ф.А. В побеге участвовало 10 политзаключенных, девять анархистов (Буданов Абрам Ефремович, Гаврилов-Михневич Иван Никитович, Курбатов Виктор Михайлович, Лилов Борис Ефремович (он же "Турецкий"), Пилипенко Константин Яковлевич, Коган Давид ((он же Рубин Лев, Левин Лев Михайлович)), Тарасюк (Тарасюк-Кабась) Иван Васильевич , Хохотов (Хохотва) Павел Васильевич, Барон Фанни Анисимовна и один эсер (Петров Константин Петрович). После побега из Рязани пряталась в Москве на квартире Барона Семена Давидовича (брата своего мужа-анархиста) и начала подготовку побега мужа Арона Барона из Орловского централа.
17 августа 1921 года Фанни Барон была арестована в Москве, обвинена в "причастности к террористическим актам" и расстреляна 27 сентября 1921 года по приговору ВЧК - "Дело Льва Черного и Фани Барон".
Исследователи Ярослав Леонтьев и Сергей Быковский в своей работе "Из истории последних страниц анархо-движения в СССР: дело А. Барона и С. Рувинского" отмечали: "<...> В анархистских кругах были уверены, что все произошедшее явилось тщательно подготовленной провокацией со стороны ВЧК <...>".
Всеволод Волин ( Всеволод Михайлович Эйхенбаум ) в своей книге "Неизвестная революция. 1917-1921" отмечал:" <...> так называемое дело о подделке дензнаков было полностью сфабриковано самой ЧК. Два ее агента, некий "Штейнер" [он же "Каменный", Самуил Яковлевич Перльмутер] и шофер-чекист ["Шварцман", Зехцер Самуил Мордухович], проникли в либертарные круги и одновременно в воровскую среду, чтобы «установить» связи между ними и сфабриковать «дело». Все происходило под руководством ЧК при соучастии этих агентов. Видимость «дела» была создана, и о нем оповестили широкую публику <...>".
Исследователь анархизма Сергей Овсянников в своей работе "Лев Черный и Московская организация анархистов подполья в 1921 г." писал: "<...> Было ли подпольщиками действительно принято решение печатать фальшивые банкноты? Однозначно ответить на вопрос вопрос сейчас очень сложно <...>". Овсянников отмечал: "<...> по инициативе Ф.А. Барон и при содействии С.Д. Барона, брата А.Д. Барона, служившего в ГВИУ, была спланирована экспроприация кассы этой организации. Вероятно, на эти деньги планировалась организация побега А.Д. Барона из Орловского централа <...>".
Барон Фанни Анисимовна была казнена сотрудниками МЧК 27.09.1921 года.
Мужа Фанни Анисимовны - Барона Арона Давидовича - при советской власти арестовывали не менее 11 раз. Начиная с 1920 года он постоянно находился в тюрьмах и ссылках, но продолжал оставаться одним из заметных деятелей анархического движения, в т.ч. как руководитель групп ссыльных в Ташкенте (1929-1932), Воронеже (1932-1934) и Тобольске (1937), а также староста анархистов в политизоляторах и тюрьмах. 5 августа 1937-го года, по приговору Тройки Омского управления НКВД, Барон Арон Давидович был приговорен к смертной казни, а 12 августа 1937 — расстрелян в Тобольске.
Австралийская анархистская организация назвала свою книжную коллекцию The Fanya Baron Library “в честь храбрости и самопожертвования Фанни Анисимовны Барон”.
Изображения (12)

Барон Фаня ( Фанни ) Анисимовна. 1887 — 1921 гг. Революционерка, анархо-синдикалистка. Совершива побег из Рязанской тюрьмы в 1921 году. Расстреляна ВЧК. Дореволюционная фотография. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/60690486

Анархисты Фанни Анисимовна Барон и Арон Давидович Барон в России (после 1917 года).

Анархист Барон Арон Давидович. 1891-1937. Расстрелян. Подробнее см.: https://stopgulag.org/object/80318188

СМ. ПОДРОБНЕЕ: Барон Фаня ( Фанни ) Анисимовна.


Анархистка Барон Фанни Анисимовна (сидит) с сестрой Любой Фейгин и подругами. Фотография опубликована Сергеем Овсянниковым. Из коллекции Kate Sharpley Library.

1910-е гг. Анархисты Барон Арон Давидович (в центре верхнего ряда, в очках) с женой Барон Фанни Анисимовной (сидит в центре, в белом кружевном воротнике) с друзьями. Снимок сделан в США между 1911 и 1917 годами.

После 1917 года. Анархист Барон Арон Давидович. Расстрелян.

Анархисты Барон Фанни Анисимовна и Барон Арон Давидович (крайние справа на снимке) с семейством Грефенсон в США. Фотография сделана между 1911-м и 1917-м годами. Из коллекции Kate Sharpley Library.

Анархисты Барон Арон Давидович и Иван Александрович Чарин в тюрьме Харькова в 1922 году. Из коллекции Kate Sharpley Library.

Анархисты группы Набат в Харьковской тюрьме в 1922 году. Сидят слева направо: А. И. Левада, Иван Чарин, Лия Готман, Арон Барон. Стоят слева направо: Ребека Ярошевская, Алексей Олонецкий, В. И. Проценко, Антон Шлаковой. Из коллекции Kate Sharpley Library.

Список расстрелянных. Известия ВЦИК. 30.09.1921 года. № 218. С. 2. (Номер 5 - Фаня Анисимовна Барон).
Дела (2)
Документы (2)
Фонд 7 / Опись 2 / Дело 4
1. Барон Фаня (Фанни) Анисимовна. 1887-1921.
В июне 1917 года Фанни с мужем вернулись в Россию и сразу оказались в гуще бурлящей общественно-политической жизни.
Ф.Барон участница создания Конфедерации анархистов Украины (КАУ), делегат всех ее легальных и подпольных съездов и конференций. 25.11.1920 году Барон была арестована Всеукраинской ЧК в Харькове при разгроме КАУ.
С весны 1921 года Фаня Барон содержалась в Рязанской тюрьме, откуда бежала с группой заключенных 10 июля 1921 года (по другим данным в ночь на 19 июня 1921 года). Помогали беглецам московская группа "анархистов подполья" и рязанский анархист-коммунист Александр Николаевич Топилин (Томилин). По некоторым сведениям, в побеге участвовало более 10 политзаключенных.
17 августа 1921 года Ф.Барон была арестована в Москве, обвинена в «причастности к террористическим актам» и расстреляна 27 сентября 1921 года по приговору ВЧК - «Дело Льва Черного и Фани Барон».
Ярослав Леонтьев и Сергей Быковский в своей работе "Из истории последних страниц анархо-движения в СССР: дело А. Барона и С. Рувинского (1934)" отмечают: "...по сле побега 10 июля 1921 г. из Рязанской тюрьмы, Ф.Барон была схвачена вместе с участниками анархистских «эксов» и расстреляна по приговору МЧК вместе с Львом Черным, Тихоном Кашириным и другими анархо-подпольщиками... Скандальным могло бы стать дело Л.Черного, Ф.Барон и других расстрелянных 27 сентября 1921 г. в Москве анархистов. Но, в отличие от Сакко и Ванцетти палачи с Лубянки расстреляли их быстро и бесшумно, обойдясь без судебных проволочек. Как заявили чекисты, Лев Черный [псевдоним Павла Дмитриевича Турчанинова, 1878-1921], в прошлом секретарь Московской федерации анархистских групп, якобы «организовал группу грабителей и фальшивомонетчиков», считавшуюся остатками организации «анархистов подполья». В анархистских кругах были уверены, что все произошедшее явилось тщательно подготовленной провокацией со стороны ВЧК."
Всеволод Волин ( Все́волод Миха́йлович Эйхенба́ум ) в своей книге "Неизвестная революция. 1917-1921" писал: "...В июле 1921 года 13 анархистов, заключенных в Таганскую тюрьму без веских оснований, объявили голодовку, требуя предъявления обви нения или освобождения.
Голодовка совпала с сессией международного Конгресса красных профсоюзов (Профинтерна) в Москве. Группа ино странных профсоюзных делегатов (в основном французов), узнав под робности от родственников заключенных, отправила в связи с этим запрос «советскому» правительству. Запрос касался и других аналогич ных случаев, а также политики репрессий в отношении синдикалистов и анархистов в целом.
От имени правительства Троцкий цинично ответил делегатам: «Мы не сажаем в тюрьму настоящих анархистов. Те, кого мы держим в заключении — не анархисты, а преступники и бандиты, прикрывающиеся их именем».
Делегаты, располагавшие всей полнотой информации, не смирились с этим. Они повторили запрос с трибуны Конгресса, требуя, по меньшей мере, освобождения анархистов, заключенных в Таганке... Запрос выз вал на Конгрессе большой скандал и вынудил правительство (которое опасалось, что последуют более серьезные разоблачения) отказаться от возражений. Оно пообещало делегатам освободить узников Таганки. На одиннадцатый день голодовка прекратилась...
После отъезда делегатов, в течение двух месяцев затягивая дело в надежде найти достаточный предлог для обвинения заключенных и не выполнить свои обязательства, правительство все-таки вынуждено было их освободить. (Это произошло в сентябре 1921 года, все они, за исключением трех человек, были высланы из СССР.)
Но в отместку (мщение являлось непременным атрибутом больше вистских репрессий) и с целью оправдать перед иностранными трудящи мися и их делегатами свою террористическую политику по отношению к «так называемым анархо-коммунистам», оно позднее сфабриковало уголовное дело против последних.
За якобы «преступные» действия, в частности, за будто бы имевшее место изготовление фальшивых советских дензнаков, оно приказало расстрелять (разумеется, тайно, ночью, в одном из подвалов ЧК, безо всяких юридических формальностей) нескольких наиболее честных, искренних и преданных делу анархистов: молодую Фанни Барон (муж которой также находился в тюрьме), известного активиста Льва Черного (настоящая: фамилия Турчанинов) и других.
Позднее было доказано, что расстрелянные анархисты не имели никакого отношения к преступлению, в котором их обвинили.
А с другой стороны, выяснилось, что так называемое дело о подделке дензнаков было полностью сфабриковано самой ЧК. Два ее агента, некий Штейнер (он же Каменный) и шофер-чекист, проникли в либертарные круги и одновременно в воровскую среду, чтобы «установить» связи между ними и сфабриковать «дело». Все происходило под руководством ЧК при соучастии этих агентов. Видимость «дела» была создана, и о нем оповестили широкую публику..."
Мужа Фанни Анисимовны при советской власти арестовывали не менее 11 раз. Начиная с 1920 года он постоянно находился в тюрьмах и ссылках, но продолжал оставаться одним из главных деятелей анархического движения, в т.ч. как руководитель групп ссыльных в Ташкенте (1929-1932), Воронеже (1932-1934) и Тобольске (1937), а также староста анархистов в политизоляторах и тюрьмах. 5 августа 1937-го года, по приговору Тройки Омского управления НКВД, Барон Арон Давидович был приговорен к смертной казни, а 12 августа 1937 — расстрелян в Тобольске.
Австралийская анархистская организация назвала свою книжную коллекцию The Fanya Baron Library “в честь храбрости и самопожертвования Фанни Анисимовны Барон”.





Фонд 7 / Опись 2 / Дело 1
11. Барон Фаня (Фанни) Анисимовна. 1887-1921.
http://stopgulag.org/object/60690486






