Петров Н.В. История империи ГУЛАГ [Электрон. ресурс]. URL: http://www.pseudology.org/GULAG/index.htm (дата обращения: август 2011 - май 2012 г.).

Дела (1)

Документы (6)

1. Немцы-спецпоселенцы и "трудармейцы". Скопинский и Милославский районы Рязанской области СССР. Справка
Немцы-спецпоселенцы и «трудармейцы» на шахтах Подмосковного угольного бассейна, промышленных и строительных объектах Скопинского и Милославского районов Рязанской области СССР. 1940-е – 1950-е годы.

С самого начала войны началась трудовая мобилизация депортируемых советских немцев и формирование на время войны так называемой "Трудовой армии". «Бойцы» которой направлялись для трудоиспользования в районы, как правило, удаленные от мест учета их семей на спецпоселении. "Трудармейцы" организовывались в рабочие батальоны с лагерным режимом и продовольственными нормами ГУЛАГа, что с самого начала до чрезвычайности напоминало позднейшую организацию трудоиспользования совершенно других немцев, а именно: военнопленных, а также интернированных.

Смертность среди трудармейцев была выше, чем просто на спецпоселении, хотя и оставленным без них немцам-старикам и детям приходилось очень тяжело в полуголодных колхозах военного времени.

Специальные постановления ГКО о мобилизации выселенного немецкого населения в трудовую армию от 10 января, 14 февраля и 7 октября 1942 года (а также от 26 апреля, 2 и 19 августа 1943 года) означали практически сплошную «мобилизацию» трудоспособных немецких спецпоселенцев в "трудармию". При этом если в первых двух случаях речь шла только о мужчинах от 17 до 50 (в первом случае — о депортированных, во втором— о «местных»), то в третьем — о мужчинах уже от 15 до 55 лет, а также о женщинах от 16 до 45 лет, кроме беременных и имеющих малолетних (до 3-х лет) детей. За неявку по мобилизации, отказ от работы или саботаж карали сурово, вплоть до расстрела.

Статус спецпереселенцев для всех советских немцев был еще раз подтвержден Постановлением СНК от 8 января 1945 года «О правовом положении спецпереселенцев» и Указом ПВС от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны». Побег, согласно этому указу, карался 20 годами каторжных работ.

«Трудармия» была ликвидирована в начале 1946 года, но «освободившиеся» при этом трудармейцы оставались спецпереселенцами, оставались фактически прикрепленными к тем предприятиям, где они до этого принудительно работали, правда, с правом переехать в общежитие за зоной и выписать к себе семьи. (Павел Полян).

* * *

Указ Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 года гласил, что советские немцы должны быть «переселены в предоставленные им районы навечно». Лишь в 1955 году немцев начали снимать с учета спецпоселения по Указу от 30 декабря 1955 года и они получили право переезжать в другие районы страны. Но речь не шла о возвращении немцам конфискованного при депортации имущества или об их возвращении в места, откуда они были выселены. Появляться там им вообще запрещалось.

* * *

Частичная реабилитация российских немцев последовала только в 1964 году, когда появился Указ от 29 августа, в котором утверждалось, что «огульные обвинения» немцев Поволжья в пособничестве фашистским захватчикам «были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина».

Наряду с отменой Указа 1941 года отмечалось, что «немецкое население укоренилось по новому месту», то есть речь не шла о возвращении переселенцев или о восстановлении каких-либо немецких национально-административных структур.

Лишь Указ от ноября 1972 года, не подлежавший публикации, снимал ограничения на места проживания немцев. Мнимая вина с советских немцев была снята, но Республика немцев Поволжья не была восстановлена, не была проведена полная реабилитация, некоторые немцы продолжали подвергаться дискриминации в различных сферах.

* * *

В Скопинском и Милославском районах Рязанской области (одно время часть этих территорий административно была включена в Московскую область) с начала Второй Мировой войны на различных тяжелых работах, – в первую очередь на шахтах Подмосковного угольного бассейна, стал использоваться подневольный труд депортированных советских немцев. Позже ряды этих подневольных рабочих пополняли за счет немецких, австрийских, румынских, венгерских военнопленных; советских военнослужащих, побывавших в окружениях и плену; а с 1944-го года и интернированных гражданских лиц из Польши и Германии.

С конца 1950-х годов информация об использовании этого подневольного труда стала тщательно замалчиваться. И сейчас в государственных музеях и книгах, изданных к юбилеям трестов и предприятий, вы не встретите даже упоминания о подневольном труде в Скопинском и Милославском районах.

* * *

Усилиями историков, членов Рязанского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», детей и внуков бывших советских спецпоселенцев и польских интернированных (и в первую очередь режиссера известного Скопинского театра «Предел» Владимира Фердинандовича Деля), анализа доступных архивных документов, удалось установить ряд промышленно-хозяйственных объектов, интенсивно использовавших в 1940-е – 1950-е годы подневольный труд депортированных, интернированных и заключенных.

В настоящее время нам известны следующие объекты: скопинские шахты NN 1, 44, 46, 46-бис, 48; пришахтные, строительные, сельскохозяйственные объекты Арцибашево, Горняк, Побединский, Аварийный-Поплевино, Чулково; Комсомольский, Октябрьский, Пупки, Совхоз Им. Буденного; Мосжилстрой; совхоз КИМ; Новиково-Металлург; Совхоз Некрасово; Совхоз Возрождение; Трубопрутковый; Совхоз им. Молотова.

В 1940-е — 1950-е годы, по свидетельствам очевидцев, посёлки при шахтах на 30-40% состояли из немцев, румын, интернированных поляков. По сводным данным историка Виктора Николаевича Земскова, на 1949 год в Рязанской области СССР было не менее 1442 спецпоселенцев немецкой национальности.
2. Пачкин Василий Алексеевич. НКВД-МВД. 1898 – 1965.
В 1944-м году в составе ГУАС НКВД было организовано Управление строительства газопровода "Саратов — Москва", начальником которого был назначен заместитель начальника ГУАС генерал-майор Василий Алексеевич Пачкин. Строительство велось силами строительных колонн ГУАС и заключенных ГУЛАГа.

На строительстве газопровода Саратов-Москва было занято: заключённых - 8,8 тысяч человек, спецконтингента - 3,8 тысяч, рабочих стройколонн - 47,7 тысяч, вольнонаёмных НКВД - 14,2 тыс. человек, привлечённого местного населения - 1,4 тыс. человек. Для сооружения газопровода были направлены узники из лагерей, расположенных рядом с трассой. К принудительному труду на трассе привлекался также "спецконтингент" из ПФЛ № 0321 (Елшанка, Саратовская область) и № 0174 (г. Подольск, Московская область).

За газопровод Саратов - Москва генерал Пачкин в 1948 году был награжден Сталинской премией.

Умер в 1965 году, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
электронная копия
3. Начис Леонид Владимирович (Арх. Кирилл ). 1920 - 2008.
Родился в городе Грива, пригороде Двинска (ныне Даугавпилс) бывшего Илукстского уезда Курляндской губернии (с 1920 г. — Латвия) в семье подрядчика по строительству. Брат священника Иакова Начиса.

Окончил Основную русскую школу и Двинскую правительственную русскую гимназию (1933—1938). Помогал священнику Николаю Жунде и брату, священнику Иакову Начису за богослужениями, участвовал в собраниях и кружках Двинского отделения РСХД, принимал участие в съезде РСХД в Эстонии (1938).

В 1938 году поступил в Латвийский университет, на православное отделение богословского факультета, где учился до 1940 года.

В 1940—1941 годы учительствовал в Салиенской школе Иллукстского уезда.

С 1942 по 1944 год служил псаломщиком в составе Псковской духовной миссии на оккупированной территории при брате, протоиерее Иакове Начисе на приходах в с. Выбор Новоржевского района, Псковском кафедральном Свято-Троицком соборе, Свято-Ольгинской церкви в Луге, с осени 1943 года — в градском приходе Порхова.

В феврале 1944 года вместе с братом и другими латвийскими миссионерами эвакуирован в Ригу, с марта 1944 года служил псаломщиком в Свято-Троицком соборе в Либаве (Лиепае), где священствовал отец Иаков.

В декабре 1944 года был вывезен из Курляндии в Германию, где помещен в немецкий лагерь в Кенигсберге.

После взятия города в апреле 1945 года Советской армией заключен в советский лагерь в Кенигсберге. Затем этапирован в тюрьму города Тапиау (Восточная Пруссия).

Затем — этапирован в Рязанский лагерь на станции Пехлец (Кораблинского района Рязанской области). Заключенные этого лагеря были заняты принудительным трудом на строительстве газопровода Саратов-Москва. Осенью 1945 года из Рязанского лагеря переведен лагерь в Коломну.

Затем этапирован в Грозненский лагерь.

Освобождён в апреле 1946 года. В Латвию вернулся в феврале 1947 года, работал в Даугавпилсе на предприятии «Хлебострой», затем на судостроительной верфи в Риге.

10 октября 1950 года в Риге вновь арестован, этапирован в Ленинград. В заключении в Кирове, затем в Инте Коми АССР в 1951—1955 годах.

После освобождения 15 октября 1955 года приехал к брату протоиерею Иакову, служившему священником в с. Кочпон, в окрестностях Сыктывкара в Коми АСССР.

В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1957 году реабилитирован.

14 декабря 1958 года в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящен во диакона. 25 января 1959 года в храме Смоленской иконы Божией Матери рукоположён во священника. 20 июля 1960 году пострижен в рясофор в Виленском Свято-Духовом монастыре.

В 1963 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Русско-сербские церковные отношения в XVIII—XIX вв». Был оставлен при Академии профессорским стипендиатом.

В 1963—1965 годы — преподаватель церковной истории и древнееврейского языка в Санкт-Петербургских Духовных школах, автор ряда богословских статей.

В 1965 году пострижен в мантию с именем Кирилл в честь святителя Кирилла Александрийского. В том же году возведен в сан игумена.

С 1965 по 1968 год служил настоятелем храма Воскресения Христова в селе Петрова Горка Лужского района, где несмотря на сопротивление властей, занимался восстановлением активной приходской жизни, реставрировал обветшавший храм. В последующие годы служил в ряде приходов Ленинградской епархии.

С 21 февраля 1973 года до 31 октября 1974 года — настоятель Собора св. апостола Павла в Гатчине. С ноября 1974 по 1976 год — настоятель Преображенской церкви в Выборге. В 1976 году возведен в сан архимандрита. В 1976—1989 годы — настоятель Покровской церкви в Егерской слободе под Ленинградом.

15 июля 1988 года был назначен духовником Ленинградских духовных школ и Ленинградской Духовной Академии. 15 ноября 1990 года был назначен духовником епархии.

В 1994 году стал первым наместником возрожденной Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В 1996 году в связи с состоянием здоровья попросил освободить его от этой должности, но продолжал быть духовником Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и жил в академии.

В последние годы жил при Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербургской епархии.

Скончался 10 марта 2008 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
электронная копия
4. Список репатриантов - латышей, литовцев, эстонцев. Рязань. 1946.
24 июля 1946 года начальник 1-го спецотдела Рязанского управления МВД подполковник Декань подписывает список репатриантов - латышей, литовцев, эстонцев, - занятых принудительным трудом на строительстве газопровода Саратов-Москва в с. Кораблино Рязанской области.
электронная копия
4. Список репатриантов - латышей, литовцев, эстонцев. Рязань. 1946.
24 июля 1946 года начальник 1-го спецотдела Рязанского управления МВД подполковник Декань подписывает список репатриантов - латышей, литовцев, эстонцев, - занятых принудительным трудом на строительстве газопровода Саратов-Москва в с. Кораблино Рязанской области.
электронная копия
5. Дешевое топливо. Принудительный труд на строительстве газопровода Саратов-Москва. 1944-1946 гг.