1. Репрессии в Рязанской губернии. Как это начиналось.
"С первых дней существования нового [советского] государства в повседневную жизнь миллионов людей вошло слово — "террор". Беспощадный массовый террор, жертвой которого мог стать любой человек, породил всеобщий страх, который должен был исключить возможность открытого противодействия режиму. Политически мотивированное насилие стало основным средством реализации коммунистической утопии."
Документы (6)
1. Репрессии в Рязанской губернии. Как это начиналось
Читать онлайн на Issuu: http://issuu.com/memorial62/docs/makarenko-katy
2. Крестьянские восстания в Рязанской губернии
"...Комитетам бедноты немедленно взять на учет население сел (деревень) от 18 до 50 лет включительно, установить лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам, представив списки таковых в уездные Совдепы, имущество восставших крестьян, изменников делу рабочих и беднейших крестьян , взять в распоряжение комитета бедноты, принять все зависящие от них меры к поимке участвующих в восстании и доставить таковых в распоряжение уездных военных комиссариатов. Виновных в укрытии лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам, расстреливать на месте, а имущество их конфисковать». (Из приказа командующего вооруженными силами Рязанской губернии о мерах борьбы с восстаниями в губернии).
Читать работу онлайн на Issuu: http://issuu.com/memorial62/docs/vosstaniya-ryaza-gub-pdf
3. Крестьянский фронт в гражданской войне
"...Как минимум три поколения не имеют представления о масштабности восстаний крестьян в первые годы советской власти, многообразии форм их сопротивления политике и методам руководства деревней в период «военного коммунизма»."
Читать работу онлайн на Issuu: http://issuu.com/memorial62/docs/osipova-krest-front-pdf
4. Памятный Знак казненным в 1918-м заложникам в городе Данков Рязанской губернии.
В 2011 году на окраине старого городского кладбища г. Данков Липецкой (бывш. Рязанской губернии) области был установлен Памятный Знак одиннадцати расстрелянным в ночь на 25 сентября 1918 года большевиками заложникам *. От центра города до некрополя около 1,5 км. Примерно в 1 километре от кладбища находится собор Тихвинской иконы Божией матери (Советская площадь). Место на Яндекс-карте: https://yandex.ru/maps/-/CDtx4W1N
Долгие годы родственница расстрелянной в ту ночь данковской учительницы Любови Безменовой – Тамара Безменова – охраняла это место в поле за Данковским городским кладбищем, огораживала старой кладбищенской оградой, сажала деревья, приносила камни, – чтобы место захоронения заложников не запахали под зерновые.
Из документов Государственного Архива Рязанской области (ГАРО. Ф.Р-49.Оп.1, Д.373, л. 45) известно, что в Данковском уезде Рязанской губернии после покушения на Ленина большевиками было арестовано 250 заложников. Со многими из заложников местные советские функционеры, по мнению краеведов, просто сводили личные счеты. В частности, среди 11 расстрелянных большевиками в Данкове заложников была учительница [Любовь Безменова], отказавшаяся стать женой секретаря коммунистической партийной ячейки.
В ночь на 24 сентября 1918 года в Данкове был совершен антисоветский теракт – бомба была брошена в общежитие Данковского уездного Совета. В 4 часа утра 25 сентября 1918 года чекисты и данковские большевики на окраине городского кладбища расстреляли одиннадцать заложников: Голева Алексея, купца; Окорокова Петра, бывшего исправника; Демидова Ивана, купца; Безменову Любовь, учительницу; Харкевича Михаила, служащего; Бардина Степана, купца; Трунина Виталия, бывшего начальника тюрьмы; Грищенко Никиту, служащего; Соболева Степана, техника; Веселовзорова Ивана, псаломщика церкви; Харламова Александра, правого эсера. Одновременно были опубликованы списки новых заложников Рязанской Губчека, которые были освобождены лишь 12 октября 1918 года.
Памятный Знак и место захоронения казненных заложников, по сообщениям данковских краеведов и СМИ, поддерживается в порядке. Учащиеся данковской средней школы N 6 и других учебных заведений, в День памяти жертв политических репрессий 30 октября посещают место захоронения, убирают его территорию.
* * *
Заложник — человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо (родственников заложника, представителей власти или т. п.) совершить определённые действия, выполнить некие обязательства или воздержаться от совершения нежелательных действий ради освобождения заложника, недопущения его убийства или нанесения вреда его здоровью.
Взятие заложников широко применялось советской властью во время Гражданской войны в России и красного террора в 1918—1922 годах. Целый ряд из вовлеченных в гражданскую войну на стороне большевиков (по мнению ряда историков – до 40% от их общего числа) старых дореволюционных военных специалистов было принуждено красными воевать (работать) на их стороне под угрозой расстрела членов их семей, превращенных в заложников.
Примером взятия заложников государственными органами исполнительной власти является приказ Народного комиссара внутренних дел Г. И. Петровского от 3 сентября 1918 года, опубликованный в Еженедельнике ВЧК: "...Все известные правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должно быть взято значительное количество заложников. При малейших попытках сопротивления должен применяться массовый расстрел." (Еженедельник ВЧК. 1918. N 1. С. 11.).
И еще два примера – кто таковы были «заложники» Советской власти в Рязанской губернии:
"Вердеревская Елена Александровна, уроженка Ряжска, 23 лет, дворянка, учительница, из Рязанской ЧК в Рязанский Концлагерь в качестве заложника за измену родственника до окончания гражданской войны".
"Гривцов Дмитрий Дмитриевич, уроженец Рязани, 72 лет, дворянин, служил в Рязани ст. советником Рязанского губернского Правления, в Рязанский Концлагерь в качестве заложника как принадлежащий к буржуазии."
5 Дегтяное. Поклонный Крест на месте расстрела в 1918 году крестьян сел Дегтяное и Санское Спасского уезда Рязанской губ.
с. Дегтяное Спасского района Рязанской области. Координаты: 54°26'15.84"С. 40°38'56.50"В.
Поклонный крест установлен в 2008 году по инициативе прихода Храма Воскресения Словущего села Дегтяное и его настоятеля иерея Константина Михайлова. Располагается поклонный крест при подъезде к селу с правой стороны на опушке леса. Какой-либо надписи (доски, информационной таблицы) на поклонном кресте и у его основания в настоящее время нет. Ежегодно 12 июня у Поклонного Креста проходят панихиды и поминания.
Из дневника рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова: "Когда началось крестьянское движение против большевиков в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии, к нему примкнули и рабочие <...> Восстание было рассеяно Человек 18-19 из них назначались к расстрелу. Расправа производилась ужасная. Выгнали их к лесу и здесь расстреляли <...> Я услышал как был расстрелян протоиерей Павел Иванович Алфеев, мой учитель в семинарии, а затем товарищ по службе в ней. Знаток иностранных языков. Он гостил в своем родном селе Дегтяном, соседним с Санским. Во время восстания крестьяне упросили его отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен и расстрелян. Его отвели вместе с другими к опушке леса. Здесь он помолился и, встав на колена, воскликнул "Господи! В руки твои предаю дух мой!"
Изображения (1)
Маузер С-96. Оригинал находится в частной коллекции.